Гражданское воспитание
Мы - граждане России
Бичурина Марина Арифулловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 318
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАЗДЕЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 318
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое направление, тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).
3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
7. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
8. Описание этапов подготовки и проведения мероприятия.
9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
10. Рекомендации по использованию методической разработки в практике
работы классных руководителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость создания данной методической разработки была обусловлена тем, что в школе обучаются дети разных национальностей: русские, татары, армяне, украинцы, азербайджанцы. Есть дети, воспитывающиеся в межнациональных семьях .Поэтому очень важно ознакомить детей с культурным наследием и традициями других народов, воспитать благожелательное отношение к людям других национальностей.
Важную роль в формировании толерантного отношения друг к другу, сплочению классного коллектива, развитию умения общаться способствуют классные часы.
Тематическое направление: гражданское воспитание
Сохранение единства многонационального народа России сегодня — одна из задач государственной политики в сфере образования и культуры и является неотъемлемой частью гражданского направления в воспитании.
Духовно-нравственное развитие обучающихся осуществляется на основе сохранения культурного разнообразия многонационального народа России.
Тема воспитательного мероприятия «Мы ― граждане России»
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание умения видеть доброту и противостоять злу. Решение задачи воспитания ― это одно из приоритетов государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры.
Класс, в котором было запланировано и проведено мероприятие,― многонациональный, что придает данной теме особую актуальность.
Классный час был в 1 классе (7-8 лет), но тема и само мероприятие дают возможность проводить его в любой возрастной
категории, адаптировав под нужный возраст.
Мероприятие было проведено для привлечения внимания учащихся и педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической).
Материалы разработки предназначены для классных руководителей, учителей обществознания, социальных педагогов, воспитателей ГПД и могут использоваться при проведении уроков, классных часов, внеклассных мероприятий.
Методическая разработка воспитательного мероприятия имеет огромное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя.
Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к иным национальностям и народам, их жизни и обычаям.
Цель: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи:
1. Познакомить школьников младшего возраста с понятием национальность.
2.Воспитывать чувство уважения к каждой из национальностей .
3.Способствовать формированию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.
Мероприятие было проведено в форме классного часа. Это был цикл классных часов по гражданскому воспитанию, итогом которого стал праздник.
Классный час ― одна из основных форм воспитательной работы, дающая возможность более свободного общения учителя с учащимися, позволяющая детям раскрыть свой творческий потенциал. Форма проведения классного часа может быть разнообразной. В данном случае ―это праздник.
В проведении классного часа по теме « Мы ― граждане России» были использованы следующие педагогические технологии.
•проектная технология
•технология развивающего обучения
•здоровьесберегающая технология.
Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся (это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования).
При планировании мероприятия нужно учитывать, знакомы ли дети с таким видом деятельности. И если такая работа еще не проводилась, то подготовка к данному мероприятию может стать и освоением нового вида работы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
- самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения проблем;
- умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- умение грамотно работать с информацией;
Материалы данной методической разработки могут быть использованы при подготовке или проведении урока, классного часа, внеклассного мероприятие приуроченного ко Дню народного единства, Дню толерантности и т.д.
Идея организовать и провести данное мероприятие возникло на уроке окружающего мира в 1 классе. Тема урока была: «Россия ― многонациональная страна». Читая страницы учебника, мы обсуждали новые слова: национальность, традиции, навруз. И по вопросам детей стало понятно, что тема им близка, интересна и хочется изучить ее глубже.
Таким образом, начинается работа по подготовке. И это работа не только с детьми, но и с родителями детей разных национальностей, обучающихся в классе.
Озвучиваю свою идею о проведении такого мероприятия родителям, спрашиваю, кто готов помочь, кто хочет поучаствовать, поделиться семейными традициями. Родители очень активно откликнулись на мое предложение. Оказалось, что в классе гораздо больше детей разных национальностей, чем я предполагала.
Для решения возникающих вопросов и обсуждения деталей, создан чат в соц. сетях, что дает возможность работать со всеми родителями вместе и с каждым отдельно при необходимости.
Параллельно с детьми в классе на классных часах мы говорили о разных национальностях, о дружбе, об истории нашего государства, смотрели фотографии и слушали песни, говорили о том, что люди разных национальностей выглядят по-разному.
Проведены классные часы на темы «Национальности»,
« Кухня народов мира».
На переменах играли в национальные игры, о которых я узнала от родителей (игры в приложении ). Таким образом , развивается интерес к теме классного часа.
Работа по подготовке к итоговому празднику велась месяц.
Учитель в данном мероприятии является связующим звеном. Главные действующие лица праздника и его ведущие ― дети.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
(классного часа)
«Мы ― граждане России»
Цель:
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи:
1. Познакомить школьников младшего возраста с понятием национальность.
2.Воспитывать чувство уважения к каждой из национальностей .
3.Способствовать формированию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.
Ключевые понятия: народы России, национальность.
Ход мероприятия.
Дети разделены на четыре группы по 7-9 человек. В каждой группе есть по 1-2 ребенка разных национальностей, о которых они будут рассказывать.
1.На доске нарисован контур России. Дети узнают , что это за рисунок. ―Сегодня мы будем путешествовать по нашей огромной стране ,но прежде мы должны узнать, какова же цель нашего путешествия?
На столах у детей лежат скрепленные буквы. Нужно собрать слова (работа в группе).
Дети собирают слова, читают (татары, казахи, башкиры, армяне и т.д.)
2.―Что это за слова?
Это национальности. Это национальности, народы, живущие на территории России . И все эти народы имеют одинаковые права.
―Что же такое национальность? Давайте обратимся к толковому словарю.
Национальность — принадлежность человека к определённой нации или к определённому национальному государству.
―Куда же мы с вами отправляемся сегодня? (постановка цели )
В гости к этим народам.
―Что мы хотим узнать?
Историческую родину, традиции, кухню, занятия.
3.Выступления детей (презентации )
4.Физминутка (танцы под армянскую музыку, девочка танцует танец , остальные танцуют вместе с ней)
5.Угощение всех присутствующих блюдами национальной кухни (приготовлены родителями)
6. Подведение итогов осуществлялось на следующем классном часу:
что понравилось больше всего , что нового узнали ,что захотелось еще узнать
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Армянские народные игры.
Цветы и ветерки
Цель игры: развитие двигательных качеств, внимания, выдержки.
В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты.
За ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.
Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы».
«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.
Правила игры:
очки определяются по числу пойманных цветов;
победителя определяют по условленной сумме очков;
после одной игры команды меняются ролями.
Пастух
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Правила игры:
волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»;
овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
Татарская народная игра.
Займи место (Буш урын)
Правила игры. Делается заранее круг. Участники встают в круг. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Одного из участников выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока пощекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня я гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!
Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.