Деятельность воспитателя ГПД
в условиях введения и реализации ФГОС
Фомина Жанна Алексеевна
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.
Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы.
Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.
Особенностью нового стандарта является развитие умений. Целью школы становятся не только знания, но и умения:
- ставить цель и добиваться её;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- составлять план своих действий и самостоятельно
оценивать их последствия;
- задавать вопросы;
- ясно выражать свои мысли;
- заботиться о других, быть нравственным человеком;
- сохранять и укреплять своё здоровье.
В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Итак, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Портрет выпускника начальной школы будет выглядеть так:
- Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребёнка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность организуется в разных формах. Это экскурсии, кружки, секции. А так же круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества. И олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность может осуществляться через модель «Школы полного дня». Основой для модели «Школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продлённого дня.
Данную модель характеризует:
• создание условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделение разно акцентированных пространств;
• содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
• создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
• создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
• построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребёнка в образовательном учреждении;
• опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя, поэтому очень важно, чтобы ребенок получал дополнительные знания и умения во второй половине дня (внеурочная деятельность).
Во внеурочную деятельность воспитателя ГПД входит:
- Выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);
- Индивидуальные занятия учителя (воспитателя) с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки (в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, подчерка, письменной речи и т.д.);
- Экскурсии, кружки, подготовка к олимпиадам;
- Поисковые исследования и выполнение проектов;
- Организация питания;
- Организация прогулок;
- Организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.
- Воспитание трудолюбия, способности к познанию;
- Экологическое воспитание;
- Эстетическое воспитание;
- Воспитание нравственности, этического сознания;
- Воспитание гражданственности, патриотизма;
- Воспитание здорового образа жизни.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это важное звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Литература:
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010. - 39с.
- Кривцов С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком. М.: Учебная книга БИС, 2008 – 160 с.: ил.
- Социальная компетентность классного руководителя: по редакцией А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М: Учебная книга БИС, 2007 – 160 с.: ил.
- Теоретический научно-методический журнал «Воспитание школьника», Москва, выпуск 2012, 2013 г.
- "Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Выпуск 1". Н.А.Касаткина. Издательство "Волгоград: Учитель", 2007.
- Языканова.Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. / М.: «Экзамен», 2010.