Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие творческих способностей младших
школьников в группе продленного дня
на занятиях изобразительного искусства
Власюк Наталья Васильевна,
воспитатель ГПД
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного воспитания выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории. 
          На занятиях в группе продленного дня по рисованию обучающийся имеет возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами, осуществлять выбор изобразительных средств. Разнообразие используемых техник делает работы выразительнее, богаче по содержанию, доставляет  много положительных эмоций.    
             Во время занятий по рисованию необходимо вызвать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать у него творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.
             В настоящее время  абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личностную свободу, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
       Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного воспитания  выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории.
         Детство прежде всего -  период жизни, когда творчество может стать универсальным и естественным способом бытия человека. Многочисленные научные исследования разных времен свидетельствуют о бескрайних креативные возможности старших дошкольников и младших школьников, так ведущая психолого-педагогическая проблема проявляется в том, чтобы создать эти благоприятные условия стимулирования и направления развития личности.
       Следует отметить, что в XXI веке в новых социально - экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В связи с этим перед современными учреждениями дополнительного образованиями и  школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Предпосылки к дальнейшему развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному обучению, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.  Возраст  детей является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие  возникает во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения. Согласно Л.С. Выготскому, в этот период, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более активной будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения  детей, как залога его успешной и продуктивной учебной деятельности.
            Проблема развития детских творческих способностей является весьма актуальной на современном этапе. Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития воображения  у воспитанников как условие  успешного формирования творческих способностей в системе дополнительного образования выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого воображения:
-индивидуализация образования;
-исследовательское обучение;
-проблематизация.
      Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др. Литература и изобразительная деятельность детей как метод изучения внутреннего мира ребенка привлекала исследователей издавна. Большую роль в развитии исследований сыграли работы Г. Кершенштейнера, А.В. Кларка, Е.Х. Крудсена, М. Линдстрома, Ж. Пиаже. Психологические модели развития воображения у  школьников выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
         Формирования у детей воображения при помощи изобразительного искусства
         Воображение - важнейшая сторона нашей жизни. Фантазии ребенка и настоящее продуктивное  воображение- это не одно и то же. Продуктивное воображение означает умение создавать новые образы, предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий.
В качестве средства, повышающего уровень творческой деятельности, была выбрана такая форма работы, как изобразительные упражнения и задания. В разработке цели и задач данных уроков исходили из общих целей и задач работы, которые направлены на формирование и развитие у детей  школьного возраста умений управлять процессом творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
          Подготовку детей к творчеству надо начинать с простейшего - начальные задания направлены на развитие внимания, памяти, воображения и т. д. Дальнейшие задания способствуют развитию способности замечать сходство в несхожих образах. Воображение здесь необходимо для создания выразительного образа. Но на протяжении всех уроков необходимо, чтобы перед ребенком постоянно вставали творческие задачи: сначала элементарные, затем - более сложные. Ребенок научится определять целое по частям, видеть один и тот же предмет с разных точек зрения, находить выход из необычных ситуаций. Одновременно будет развиваться его эмоциональная сфера, конструктивные навыки, внимание.
       Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате просмотров детских работ, в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке.
К блоку  методических разработкам  к  интегрированным урокам  по изо для детей 9 лет включают темы:
- Рассмотри картинки и попробуй рассказать историю, которая произошла с детьми.
-Дорисуй картинки так, чтобы герои картинок превратились в сказочных героев.
-Дорисуй картинки так, чтобы получилась картина.
- Из бус выложи фигурку конфеты, месяца, человека и т.д.
- «Изображение и реальность». Игра: «Пифагор». Собирание фигур животных, зарисовка понравившихся животных.
 - «Изображение и фантазия». Игра «Фантастическое объединение». Упражнение «Собери образ». Изображение фантастического существа (с использованием стимульных материалов).
 - «Украшение и реальность». Игра «Найди насекомых». Знакомство с природными формами, украшение их геометрическими орнаментами (выкладывание узора). Игра: «Увеличение - уменьшение». Изменение форм, размеров насекомых, выведение следствий. Изображение жука и бабочки в собственном, фантазийном варианте.
- «Украшение и фантазия». Игра: «Выложи узор». Упражнение «Стилизация природных форм» (знакомство со способами стилизации). Изображение собственного узора на основе реального объекта.
- «Украшение и фантазия». Игра «Поможем художнику». Неоконченный рисунок - дорисовывание по фрагментам ваз, чашек. Украшение ваз разной формы.
- «Постройка и реальность». Игра «Собери фигуру». Рассматривание иллюстраций Васнецова, определение способов украшения зданий художником.
- Составление рассказа по картине или описание четверостишием.  
- Изображение реальных построек.
          Для развития творческих способностей учащихся  школьного возраста необходимы соответствующие условия:
 - социально-эмоциональные, т. е. создание взрослыми у ребят чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат официальной оценки взрослых;
- психологические, сущность которых заключается в том, что у ребят формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослых его творческих заданий;
- творческие создаются путем создания специальных условий, стимулирующих к творчеству.
        В научной литературе, в описаниях успешной практики, называются следующие условия, способствующие развитию творческого воображения:
- богатство образных рядов при восприятии мира; - многогранность восприятия вещей и предметов;
- развитие речи;
- свободное время;
 - экспериментирование;
- комфорт и безопасность;
- работа интеллектуальных способностей;
- предоставление возможности активно задавать вопросы;
- постоянное упражнение воображения.
Результата можно добиться при работе с коллективом детей, занимающихся в небольших группах, что позволяет им в свою очередь получить необходимую поддержку своим потенциальным способностям.
        Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования можно сделать следующие выводы: Проблема взаимосвязи активного творческого воображения в процессе  изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, можно прийти к выводу, что достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. И поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее. Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. В данной курсовой  работе были взяты за основу следующие основные положения Л.С. Выготского: - зависимость от жизненного опыта, потребностей и интересов; - способность комбинировать элементы воображения и упражнения этой деятельности; - воплощение продуктов воображения в материальную форму; - зависимость от технического умения и традиций (образцов творчества, которые влияют на человека); - эмоциональная зависимость. Также, выяснилось, что воображение очень легко и быстро формируется с помощью изобразительной деятельности, а также литературы. Следовательно, необходимо так выстраивать уроки, чтобы они стимулировали детей к данным деятельностям, которые в свою очередь будут развивать воображение младших школьников. Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение: 1. Создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения. 2. Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать прямых инструкций, помогать действовать независимо. 3. На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей. 4. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. 5. Не торопиться с суждениями о результатах творчества детей. 6. Предлагать детям решить свои проблемы творчески. Пробовать разные варианты решения творческих задач. 7. Педагог должен сам иметь «творческую» жилку. 8. Сформировать мотивацию. Стимулировать воображение вопросами.
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М., 1984. – 124 с.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности / В.Г. Березина. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.
3. Богданович М.В. Математична веселка / М.В. Богданович. – К., 1981. – 45 с.
4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер. // Дошкольное воспитание.-1982. - №11. - С. 32-38.
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество / Н.Е. Веракса. // Вопросы психологии. – 1990. - №4. - С. 5-9.
6. Волина В.В. Игра – дело серьёзное //В.В. Волина. – СПБ: Дидактика плюс Зенит, 1999. – 184 с.
7. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М., Педагогика, 1982. - 126 с.
8. Выгодский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте /
Л.Н. Выгодский. - СПб.: Союз, 1997. - 92с.
9. Гальперин П.Я. Психология творческого мышления / П.Я. Гальперин. // Вопросы к психологии. – 1982. - № 5. – С. 8 – 12.
10. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. / Ж. Годфруа. - М. Мир, 1992. - С. 435 - 442.
11. Гринченко И.С. Игра в теории обучения / И.С. Гринченко. - М., 2002. – 68 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – Санкт – Петербург: Питер, 1999. – С. 12.
13. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей / Т. Ендовицкая. //Дошкольное воспитание. – 1967. - №12. – С. 73-75.
14. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика. // Вопросы психологии. – 1993. - №2. - С. 54-58.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»