Методика организации деятельности по ознакомлению
детей младшего школьного возраста с художественной
литературой в группе продлённого дня
Прищепа Светлана Анатольевна
Художественная литература окружает детей с самого рождения. В образовательных организациях происходит закладывание фундамента,который в дальнейшем позволит знакомиться, понимать, анализировать другие, более сложные художественные произведения. Благодаря использованию художественной литературы на занятиях и в свободное время детей происходит активное умственное,нравственное, эстетическое развитие. Ребенок учится мыслить,рассуждать, сопереживать.
В педагогической литературе выделяют три направления при работе с книгами:
чтение и рассказывание художественной литературы;
заучивание стихотворений;
использование художественных произведений вне занятий.
Эти направления принято считать традиционными и часто используемыми в практике педагогов образовательных учреждений, но существуют и более современные.
Работая над художественными произведениями я использую различные методы, средства и приемы.
Чтение произведений.
При первичном прочтении ребята являются пассивными слушателями. Если произведение читается не однократно,то ребята могут досказывать слова,фразы, отдельные реплики.
Вопросы детям по содержанию произведений позволяют развивать у них внимание, связную монологическую речь, воспитывать умение слушать.
Беседа по произведению позволяет более детально проработать произведение и его усвоить.
Прослушивание аудиозаписей с художественными произведениями дают возможность детям научиться воспринимать не только печь воспитателя,но и речь дикторов и актеров.
Использование дидактических игр по содержанию художественных произведений еще больше закладывают интерес у школьников к произведениям.
В качестве дидактических игр я использую следующие игры:
"Найди героя произведения".
"Что сначала,что потом".
"Из какого произведения герой".
"4 лишний".
"Найди отличия" (использование иллюстраций с изученных произведений).
"Чей предмет" (угадывание по иллюстрации героя, который обладал тем или иным предметом).
Применение элементов инсценировки по художественным произведениям позволяет детям научиться выражать эмоции героя,а самое главное – принять и прочувствовать эмоции другого.
Показ иллюстраций к читаемому произведению дает возможность визуально представить происходящее.
Просмотр видеофильмов по прочитанным художественным произведениям позволяет детям рассмотреть произведение не только с точки зрения слова,но и с точки зрения изображения.
Оформление выставок по прочитанным произведениям происходит совместно с родителями детей. На выставках размещаются прочитанные книги, портрет писателя, рисунки детей к произведениям писателя.
В процессе проведения занятий, я использую методические рекомендации разных авторов.
Помимо использования художественных произведений на занятиях, я использую их и во время проведения прогулок, во время свободных игр детей.
Конечно, чтобы дети привыкли к художественной литературе и к книгам в целом,в классе организован книжный уголок.
В моём классе книжный уголок представлен в виде небольшой полки с книгами, подобранными под возраст детей. Книги расположены удобно, что позволяет детям брать их и знакомиться с ними без помощи взрослого.
В книжном уголке обновляется выставка согласно читаемым произведениям.
Книги,представленные в книжном уголке, обновляются, чтобы поддерживать интерес детей к представленным книгам. Есть аудиокниги, в которых ребёнок может не только просмотреть иллюстрации, но и прослушать само произведение. В идеале, в книжном уголке нужно иметь по несколько книг каждого экземпляра, чтобы школьники не спорили и не выясняли отношения кто будет рассматривать книгу первым,а кто вторым.
Конечно,работа над художественными произведениями не может происходить силами только воспитателей. К этой работе привлекаются и родители.
Сначала с родителями проводится чёткий и понятный инструктаж,на котором родителям разъясняется важность чтения произведений для подрастающего поколения.
Проводятся родительские собрания,анкетирования, беседы.
Знакомство родителей с детскими авторами и писателями,со списками произведений,рекомендуемых для прочтения в данном возрасте.
Проведение общих литературных вечеров благоприятно влияет на приобщение к литературе не только детей,но и родителей.
Таким образом,подводя итог, хотелось бы отметить,что только любящий художественную литературу может привить эту любовь и детям.