Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса

Знакомство с Кировским районом Санкт-Петербурга

Кучеренко Ирина Федоровна
Направление: общекультурное.
Вид программы: авторская.
34 часа.
Содержание рабочей программы
Оглавление Страницы
Титульный лист  
Содержание рабочей программы 2
Пояснительная записка 3
Календарно– тематический план 7
Методическое и информационное обеспечение учебного предмета. 12
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок зачастую не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. Учащиеся на занятиях смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения и т.д.
Актуальность программы заключается во всестороннем изучении истории, культуры, географии, промышленности и проблем экологии Кировского района.
Данная программа учитывает возможность познакомить детей с краеведческими объектами, района, в том числе, с использованием интернет - ресурсов и компьютерных программ и экскурсионно-туристических путешествий-маршрутов.
Новизна и теоретическая значимость программы заключается: в отборе педагогических технологий и оптимальном сочетании различных педагогических технологий.
Практическая значимость программы заключается: в том, что учащиеся получив знание об истории района, получат мотивацию необходимую для непосредственного участия в его преобразовании, а навыки поисково-исследовательской деятельности помогут в участи в краеведческих конкурсах различного уровня.
Нормативно-правовые документы,
обеспечивающие введение внеурочной работы
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • ФГОС начального общего образования (6 октября 2009 г.)
  • с изменениями 26 ноября 2010 г.,4 февраля 2011 г.,);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  •  Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
  • Требования к условиям реализации основной образовательной
  • программы начального общего образования
  • (гигиенические требования).
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
  • Устав образовательного учреждения.
  • Правила внутреннего распорядка ОУ.
  • Договор ОУ с учредителем.
  • Договор ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Положение о деятельности в ОУ общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
  • Положения о формах самоуправления ОУ.
  • Договор о сотрудничестве ОУ и учреждений дополнительного образования детей.
  • Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).
  • Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
  • Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов,
  • дисциплин (модулей).
  • Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
  • Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
  • Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
А) Положение об учебном кабинете.
Б) Положение об информационно-библиотечном центре.
В) Положение о культурно - досуговом центре.
Г) Положение о физкультурно-оздоровительном центре.
 Цель:    Создание условий для:
  • эстетического развития, развития творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории района.
  • понимания учащимися ценности (значимости) петербургского наследия, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания.
  • формирования интереса учащихся к истории и культуре района.
Задачи:
  1. Систематизировать, углубить и дать новые знания по истории и культуре Кировского района.
  2. Дать представления об уникальных исторических и архитектурных памятниках расположенных на территории района и их создателя;
  3. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
  4. Воспитывать бережное отношение к культуре, историческому наследию предшествующих поколений.
  5. Способствовать осознанию учащимися своей личной связи с Санкт-Петербургом и с Россией, сопричастности к делам и традициям города.
  6. Развивать навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности учащихся.
Прогнозируемые результаты:
Требования к личностным результатам:
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
  • Понимание необходимости защиты и сохранения исторических и архитектурных памятников.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Формирование познавательного интереса к истории и культуре родного края.
Требования к метапредметным результатам:
  • Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека.
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Формулировать собственное мнение и позицию; принимать другую, не похожую на свою, точку зрения; вести диалог с собеседником, слушать и понимать речь других.
Требования к предметным результатам:
  • Овладение знаниями об истории и культуре Кировского района;
  • Знакомство с архитектурными и историческими памятниками на территории Кировского района;
  • Овладение сведениями из биографии знаменитых петербуржцев, чья жизнь была связана с Кировским районом;
        
Ожидаемые уровни  освоения программы
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Это знания об истории Кировского района, исторических событиях, происходивших на территории Кировского района в контексте истории города; приобретение знаний о достопримечательностях Кировского района, и его современном состоянии; приобретение знаний об экологии Кировского района; приобретение знаний о том, каким Кировский район будет в будущем.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, в дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов -  получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Участие школьников в общественно-полезном труде Кировского района.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать:
  • Историю Кировского района;
  • О достопримечательностях Кировского района, и его современном состоянии;
  • Об экологии Кировского района;
  • Приобретение знаний о том, каким Кировский район будет в будущем.
Уметь:
  • Вести диалог с собеседником, слушать и понимать речь других;
  • Осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи;
  • Перерабатывать полученную информацию для получения необходимого результата;
  • Использовать и применять полученные знания в повседневной жизни;
  • Излагать аргументировано свое мнение;
  • Принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;
  • Распределять и выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.  
Программа  «Знакомство с Кировским районом» предназначена для младших школьников в возрасте 9-10 лет и рассчитана на 1 год.
Формы организации занятий
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий.
Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить результаты своей работы.
Для реализации программы используются также:
  • Экскурсии
  • Игры по станциям
  • Викторины
  • Дидактические игры
  • Конкурсы
  • Конференции
  • Презентации
  • Проекты
  • Круглый стол
Условия реализация программы
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
  • Наличие разработанной программы.
  • Проведение занятий по расписанию.
  • Использование различных форм работы с младшими школьниками.  
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 
Неделя Наименование раздела,
темы.
Кол-во
часов
Форма проведения Примечания
  Раздел 1. История Кировского района. 5    
1 Тема. 1.1 Кировский район на карте С-Пб. 1 Презентация «Районы С-Пб».  
2 Тема 1.2. Киров Сергей Миронович. 1 Познавательный час  
3 Тема 1.3. Развитие Кировского района. 1 Устный журнал  
4 Тема 1.4. История Кировского завода. 1 Историческое лото  
5 Тема 1.5. Первая школа в Ленинграде. 1 Презентация  
  Раздел 2. Достопримечательности Кировского района.  13    
6 Тема 2.1. Нарвские Триумфальные ворота – символ победы русской армии в Отечественной войне. 1 Фоторепортаж  
7 Тема 2.2. Екатерингоф. 1 Экскурсия *в случае непогоды проводится виртуальная экскурсия
8 Тема 2.3.  Парк имени 9-го января. 1 Игра «Что? Где? Когда?»  
9 Тема 2.4. Памятники знаменитым людям района. 1 Дидактическая игра  
10 Тема 2.5. Вечная память героям. 1 Круглый стол  
11 Тема 2.6. Особенности архитектуры района. 1 Виртуальная экскурсия  
12 Тема 2.7. Прогулки по скверам 1 Дидактическая игра  
13 Тема 2.8. Блокадный трамвай. 1 Презентация  
14 Тема 2.9. Краеведческий музей Нарвская застава. 1 Игра по станциям  
15 Тема 2.10. Музей Анна Ахматова. Серебряный век. 1 Литературный вечер  
16 Тема 2.11. Кукольный театр «Бродячая собачка» 2 Конкурс поделок  
17 Тема 2.12. Повторение и обобщение 1 и 2 раздела 1 Игра по станциям  
  Раздел 3. Экология Кировского района. 5    
18 Тема 3.1. Крупные предприятия района. 1 Круглый стол  
19 Тема 3.2. Влияние транспорта на экологию района. 1 Викторина  
20 Тема 3.3. Шумовое загрязнение района. 1 Дидактическая игра  
21 Тема 3.4. Какая вода в водоемах Кировского района? 1 Практикум  
22 Тема 3.5. Как улучшить экологию района? 1 Кейс-технология  
  Раздел  4. Кировский район в будущем. 11    
23 Тема 4.1. В каждом дворе – спортивная площадка. 1 Конкурс рисунков  
24 Тема 4.2. Утилизация мусора. 2 Проект  
25 Тема 4.3. Строительство сквера Петра Семененко 2 часть. 1 Презентация  
26 Тема 4.4. Создание нерегулируемых пешеходных переходов. 1 Круглый стол  
27 Тема 4.5.  Площадки для выгула и дрессировки собак. 1 Викторина  
28 Тема 4.6. «Зеленый» район 1 Экскурсия *в случае непогоды провести виртуальную экскурсию
29 Тема 4.7. Реконструкция зданий района. 1 Презентация  
30 Тема 4.8. «Умный город» - будущее района. 2 Проект  
31 Тема 4.9. Обобщение и повторение всего курса. 1 Конференция  
 
Содержание программы
Раздел 1. История Кировского района.
Тема. 1.1 Кировский район на карте Санкт-Петербурга.
Понятие «район». Районы Санкт-Петербурга. Расположение Кировского района на карте Санкт-Петербурга. Дата основания района. В честь кого назван район. Из истории Кировского завода.
Тема 1.2. Киров Сергей Миронович.
Понятие «революционер». Кто такое С.М Киров. Роль путиловских рабочих в переименовании завода.
Тема 1.3. Развитие Кировского района.
Роль Петра 1 в строительстве дороги вдоль Финского залива. Понятие «Нарвская застава» и ее значение. Развитие промышленности: Екатерингофская мануфактура, чугуннолитейный завод Н.И. Путилова, текстильные фабрики.
Тема 1.4. История Кировского завода.
От производства солдатских ружей 1806-1807 года до производства первых высокопрочных рельсов. 20 век – металлургия, судостроения, вагоно-паровозостроения и артиллерия.
Н.И. Путилов, С.М. Киров.
Тема 1.5. Первая школа в Ленинграде.
Понятие «Октябрьская революция». Строительство школы под руководством А.С. Никольского. Уникальность школы №10.
А.С. Никольский.
Раздел 2.Достопримечательности Кировского района.
Тема 2.1. Нарвские Триумфальные ворота – символ победы русской армии в Отечественной войне.
Понятие «памятник архитектуры». Понятие «Отечественная война». Из истории создания: .
  • С. С. Пименов, В. И. Демут Малиновский ,
  •  
Тема 2.2.Екатерингоф.
Понятие «Екатерина 1». Понятие «Краснодонцы». Возникновение и значение парка. Памятники, мосты, водоемы, растения. Парк сегодня.
*в случае непогоды проводится виртуальная экскурсия
Тема 2.3. Парк имени 9-го января.
Понятие «Кровавое воскресенье». Полное название парка. Знаменитая решетка и ее история.
Тема 2.4. Памятники знаменитым людям района.
Понятие «памятник» и его назначение. Памятник С.М.Кирову, памятник Л.А. Говорову, памятник В.П. Алексееву.
С.М.Киров, Л.А. Говоров, В.П.Алексеев.
Тема 2.5. Вечная память героям.
Понятие «память». Улицы названные именами героев СССР(улица Зины Портновой, улица Лени Голикова, проспект Маршала Жукова, улица Маршала Захарова). Понятие «барельеф». Барельеф в честь погибших кировцев. Памятник Героям-морякам-балтийцам.
Тема 2.6. Особенности архитектуры района.
Понятие «архитектура». Сталинский ампир. Башни на проспекте Стачек. Дома-корабли. Особенности строительства в 20х годах.
Тема 2.7. Прогулки по скверам.
Понятие «сквер». Основные скверы района: сквер Петра Семененко, сквер Передний край обороны, Воронцовский сквер. Значение скверов в жизни горожан. Инфраструктура.
Тема 2.8. Блокадный трамвай.
Понятие «блокада». Трамвай, как основной транспорт города. Значение трамваев в годы ВОВ. Памятник Блокадному трамваю.
Тема 2.9. Краеведческий музей Нарвская Застава.
Хронология экспозиции музея: предыстория территории южного берега Финского залива; история Петергофской дороги; жизнедеятельность княгини Екатерины Романовны Дашковой; история Нарвской заставы до 1917 года; история Кировского района С-Пб, в том числе, в наше время.
Тема 2.10. Музей Анна Ахматова. Серебряный век.
Первый в стране музей поэту. Экспозиции музея. Великие русские поэты: М. Цветаева, Б. Пастернак, И. Бродский. Жизнь Ахматовой – картина эпохи России и мира. Скульптуры музея. Живопись музея. Раритет музея: мебель, часы, рояль.
Тема 2.11. Кукольный театр «Бродячая собачка».
Театр для самых маленьких зрителей. Год основания. Репертуар театра. История театра. За кулисами сцены.
Тема 2.12. Повторение и обобщение разделов 1 и 2.
          Раздел 3. Экология Кировского района.
Тема 3.1. Крупные предприятия района.
Первомайская ТЭЦ. Автовская ТЭЦ. Судостроительный завод «Северная верфь». Краткая история «Северной верфи»: оборона Ленинграда: артиллерийские установки, танки. Какое влияние предприятия оказывают на экологию района?
Тема 3.2. Влияние транспорта на экологию района.
Как транспорт влияет на экологию? Кировский район – промышленный район. Постоянный плотный трафик грузовых автомобилей. Загрязнение от выхлопных газов. Как бороться с этой проблемой?
Тема 3.3 Шумовое загрязнение района.
Понятие «шумовое загрязнение». Уровень шума в Кировском районе. Шум машин на трассах. Шум от самолетов.
Тема 3.4. Какая вода в водоемах Кировского района?
Сброс сточных вод ТЭЦ в водоемы. Состояние р. Красненькой: почему часть реки не замерзает зимой. Состояние р. Новая: влияние аэропорта. Как разрешить проблему загрязнения воды, основные правила.
Тема 3.5. Как улучшить экологию района?
Как местные жители следят за экологической обстановкой района? Группа «Наш Юго-Запад задыхается от вони». Основные правила по защите экологии: правильная утилизация мусора, экономия воды и энергоресурсов, «озеленение» района, выходы на субботники.
 
           Раздел 4. Будущее Кировского района.
Тема 4.1. В каждом дворе - спортивная площадка.
Значение спорта в жизни людей. Модернизация спортивных площадок. Виды спортивных площадок: беговые дорожки, тренажеры, баскетбольные\футбольные\волейбольные площадки, игровое оборудование.
Тема 4.2. Утилизация мусора.
Для чего нужно сортировать мусор? Контейнеры для правильной сортировки мусора в каждом дворе. Предприятия для переработки бытовых отходов в Кировском районе. Для чего нужны такие предприятия?  
Тема 4.3. Строительство сквера Петра Семененко 2 часть.
Кто такой Петр Семененко? Значение сквера в благоустройстве района. Что получат жители района: зеленое место для отдыха и пеших прогулок, газоны и аллеи, тематика Кировского завода, скульптуры.
Тема 4.4. Создание нерегулируемых пешеходных переходов.
Что такое нерегулируемые пешеходные переходы? Значение нерегулируемых переходов для граждан. Создание нерегулируемых переходов в Кировском районе. Создание беспрепятственных переходов для людей с ограниченными возможностями.
Тема 4.5. Площадки для выгула и дрессировки собак.
Для чего нужны площадки для выгула и дрессировки собак? Выгул собак в безопасных условиях. Виды площадок для выгула собак. Правильные места для размещения площадок. Создание площадок для выгула и дрессировки собак в Кировском районе.
Тема 4.6. «Зеленый» район.
Зачем «озеленять» районы? Какие деревья и кустарники засаживают в Кировском районе: липы, ивы. Создание клумб с цветами во дворах Кировского района.Почему важно ходить на субботники?
*в случае непогоды проводится виртуальная экскурсия
Тема 4.7. «Умный город» - будущее района.
Что такое программа «Умный город» и для чего она нужна? Внедрение технологий в повседневную жизнь: 3д карта города, устройство, которое позволит слепоглухим, незрячим и немым вести диалог с другими людьми, умные детские сады и школы.
Тема 4.8. Повторение и обобщение всего курса.
 
Методическое и информационное обеспечение учебного предмета.

 
  • Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса: словесные (объяснение нового материала, информация познавательного характера), наглядные (показ иллюстраций, рисунков, журналов, книг, карт), практические (пешие прогулки, создание поделок, создание проектов).
  • Перечень дидактических материалов: карты, журналы, книги, портреты знаменитых людей.
  • Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: материально-техническое оборудование- интерактивная доска, карта Кировского района.
  • Список литературы:
  1. «Кировский район. Практический путеводитель» И.Н Стоян.
Дополнительные источники:
  1. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение. 2007
(Сайты, которые использовались при создании программы: https://www.gov.spb.ru , https://ecology-school5.ucoz.ru/ , https://xn--90aifdm6al.xn--p1ai/ , https://www.gov.spb.ru/ , https://peterburg2.ru/  , https://www.youtube.com/watch?v=8gnn9E5zIYQ&t=1s )
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»