Патриотическое воспитание у детей младших школьников
Галинова Людмила Исаковна
Что такое патриотизм? Патриотизм – любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.Слово патриот произошло от греческого patriotes, что в переводе означает «земляк». Мы часто слышим его на уроках патриотического воспитания, встречаем в литературных произведениях, теле- и радиопередачах. Попробуем ответить на вопрос «кто такой патриот?». Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу. Все негативные ассоциации с этим словом связаны с неправильным пониманием сути патриотизма, нравственного убеждения, основанного на любви к своей стране.
Патриотическое воспитание – одна из самых важных задач школы. Но этот путь сложный и длительный. Поэтому он должен начинаться с младших классов. Именно тогда начинается период впитывания и накопления знаний, развитие нравственных чувств.
Что означает слово гражданин?
Первыми гражданами в истории были свободные жители городов в Древней Греции. Они обладали политическими и имущественными правами, например, могли участвовать в самоуправлении, иметь частную собственность. Таких людей называли «πολίτης».
В Средние века широко применялось слово «горожанин». Оно означало свободного жителя города, который мог самостоятельно выбирать род деятельности и место проживания в границах своего государства. Современный термин закрепился в общественной практике только с начала XX века.
Так кто такой гражданин? Сегодня существует три основных подхода к понятию.
Юридический подход к понятию гражданин
С точки зрения закона, гражданин – это человек, который имеет политико-правовую связь с конкретным государством. Такое отношение можно сравнить с постоянным членством в организации.
Государство предоставляет человеку место проживания, защиту и гарантии соблюдения прав. Причём как внутри, так и за пределами своей территории.
Гражданин, в свою очередь, несёт личную, гражданскую и имущественную ответственность перед страной. А в случае военного конфликта он обязан защищать Родину.
Аналогом гражданина в монархических странах выступает подданный.
В России приобрести гражданство можно по рождению, в результате вступления в брак с россиянином или в юридическом порядке. По упрощённой схеме страна принимает тех, кто связан с ней исторически (в частности, русскоязычных соседей), а также высококвалифицированных специалистов.
Остальным иностранцам приходится сначала получать разрешение на временное проживание, потом – вид на жительство, подтверждать доход и сдавать экзамен.
Общественный подход
В общественной практике гражданин – это общепринятая форма личного обращения к человеку.
В России в неофициальной речи чаще используют фразы «молодой человек», «женщина». В Англии к людям обращаются «мистер» и «мисс» («миссис»), в Польше – «пан» и «панна» («пани»), в Германии – «господин» и «госпожа».
Идеологический подход
В этом смысле гражданин – синоним слова «патриот».
То есть, человек, который любит Родину, гордится поступками своих великих сограждан, а также совершает добрые поступки во благо народа.
Актуальность формирования гражданско-патриотических чувств в младшем возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. Портрет выпускника начальной школы включает в себя личностные характеристики:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.
И с этим портретом нельзя не согласиться. Без уважения к своей истории, национальным традициям, ценностям своей семьи, родины, нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться подвигами и героическим прошлым своей страны, своими предками, охранять красоту и богатство родины.
Воспитания гражданско-патриотических чувств невозможно без решения следующих задач:
Формирование в ребенке мужества и отважности
Пробуждение желания знакомиться с историей своей семьи.
Углубление знаний об истории, традициях, культуре.
Воспитание уважения к защитникам Отечества, старшему поколению.
Воспитание преданности Родине, готовности к защите.
Как было сказано, начинать решать эти задачи нужно с начальных классов. На педагога ложится большая ответственность. Конечно, незаменимым помощником учителя является учебники.