Азбука лидерства. Лидерство в начальной школе
Ельмеева Татьяна Юрьевна
По утверждению многих детских психологов и педагогов, формировать основы настоящего лидерства лучше всего у младших школьников, так как это самый подходящий для этого возраст. Ученик начальной школы обладает высокой степенью восприимчивости к разного рода воздействиям социума. В этом возрасте у ребенка уже сформирована боле менее адекватная самооценка, и он начинает учиться самоконтролю.У детей младшего школьного возраста происходит появление одного из важнейших новообразований – произвольного поведения. Повышается самостоятельность, ребенок сам принимает решения в той или иной ситуации. В этом возрасте происходит формирование нравственных мотивов, которые ложатся в основу данного вида поведения. Обучающийся начинает осваивать моральные ценности, старается следовать определённым правилам и требованиям. Обычно причиной этого является стремление получить одобрение у взрослого или занять и укрепить свою личностную позицию среди сверстников. С формированием у детей младшего школьного возраста произвольного поведения возникают такие новообразования, как планирование своих действий и их результатов, а также рефлексия. Ребенок начинает оценивать планируемые результаты своих поступков, поэтому он способен скорректировать свое поведение в соответствие с поставленной задачей.
Школьник в этом возрасте, уже обладает определенной степенью самостоятельности и сознательности. У обучающегося начального звена наиболее ярко видны проявления механизмов адаптации к социальным нормам и требованиям общества. Перед родителями, педагогами и воспитателями стоит задача научить ребенка строить межличностные взаимоотношения. Также родители вместе с преподавателями и воспитателями должны помочь ребенку сформировать те необходимые качества, которые помогут в будущем ему стать настоящим лидером.
Лидер в коллективе младших школьников – это активная личность, готовая всегда проявить инициативу. Это личность, которая умеет координировать действия других участников группы (в нашем случае класса), повести их за собой. При этом лидер будет обладать такими качествами, как инициативность, ответственность, самостоятельность. Этот ребенок уже будет уметь анализировать ситуации в поисках наилучшего решения.
В современной начальной школе происходит реализация системно- деятельностного подхода. В данном случае подразумевается, что обучающийся начального звена проявляет активный интерес к той деятельности, которой занимается, а также осознает важность получения знаний, умеет формулировать проблему и искать краткие, но эффективные пути ее решения, подвергает свою деятельность анализу, оценивает успехи и определяет причины ошибок. В ходе такого обучения ребенок сталкивается с «трудностью», то есть с проблемной ситуацией, которую ему на уроке поставил учитель. В ходе поиска решения этой ситуации младший школьник сам организует свою деятельность, учиться добывать информацию из разных источников, анализировать ее и обрабатывать.
Такая деятельность направлена на развитие у ребенка таких способностей, как организаторские. Чаще всего поиск ответа на поставленный вопрос идет в группах или парах, а не индивидуально, поэтому младший школьник организовывает не только свою деятельность, но и деятельность своих товарищей. Поэтому важно, чтобы учитель использовал демократический стиль общения, иначе реализация данного подхода будет невозможна, и, следовательно, развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста будет затруднительным.
Закладывать основы позитивных лидерских качеств можно в ходе классных часов, игр, коллективных творческих заданий. Если в классе есть несколько учащихся с лидерскими способностями, во время игр и коллективных занятий их стоит разделять по разным группам, для того, чтобы не происходили конфликты. Развитие младшего школьника как положительного лидера зависит от многих факторов, в том числе биологических и социальных.
У ребенка младшего школьного возраста будет легче всего формировать нужные для лидера качества, потому что именно в этом возрасте начинается заметное формирование личности младшего школьника. У него еще не сформированы эталоны поведения. Ребенок в этом возрасте словно масса для лепки, поэтому упускать такую возможность ни в коем случае нельзя. Если у младшего школьника есть заметные задатки лидера, то их стоит правильно развивать, чтобы в будущем ребенок стал самым настоящим лидером, а не «игроком», который будет всегда прятаться за маской. Не нужно требовать от детей чего-то запредельного, что им еще не под силу. Возможно, порой младшие школьники даже не будут догадываться о том, что коллектив возлагает на них надежды, как на настоящих лидеров. Чаще всего дети будут принимать это как признание и одобрение остальными участниками группы (одноклассниками, в нашем случае).
Таким образом, можно сделать вывод, что в выявлении и воспитании лидерских качеств большое внимание нужно уделять коллективным занятиям, в рамках которых будущие лидеры смогут себя проявить и научиться взаимодействовать с коллективом. Поддержка лидера, снабжение его заданиями, в рамках которых он сможет быть посредником между педагогом и коллективом значительно увеличит уровень самостоятельности в принятии решений и умения взаимодействия с остальными обучающимися.
Приложения
Ребенка - лидера можно охарактеризовать по следующим основным признакам:
- Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
- Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.
- Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
- Способность лидера воздействовать на группу: влиять на поведение и сознание членов группы.
- Источник выдвижения лидера в группе - система личных взаимоотношений, в которых проявляется лидер.
Даже в поверхностном наблюдении за ребенком выделяются следующие особенности деятельности и психики:
- ребенок лидер действует не истериками и приказами, а умеет привлечь сверстников к той или иной деятельности грамотно обосновав необходимость, объяснив правила, он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе;
- не боится конфликтов, ответственности; имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты;
- самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, уборку в классе, другой вид деятельности;
- как правило, маленькие лидеры - прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано;
- в детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
- выработку установки ребенка на лидирующую позицию;
- обучение моделированию деятельности;
- реализацию актуальных и потенциальных способностей и потребностей.
- Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины).
- Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь).
- Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в красоте общения).
- Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).
- Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).