Использование ИКТ в начальной школе
Саяпина Светлана Геннадьевна
В Концепции новых образовательных стандартов второго поколения поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний. Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно – коммуникационными технологиями ( ИКТ).Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно коммуникационных технологий.
Считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей на уроке, привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привёл меня к информационно-коммуникационным технологиям, которые эффективно применяю при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин.
Компьютерные технологии являются как мощным информационным средством, так и большим помощником учителя на уроках. Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, нужно подавать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. А это можно осуществлять с помощью компьютера.
В своей педагогической деятельности выделяю несколько направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.
СЛАЙД 1
- Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате:
-создание методических копилок:
«Работа с родителями», «Воспитательная работа», «Методические материалы по русскому языку»,«Методические материалы по математике» и т.д.
-составление заданий на компьютере, в виде карточек.
Использование ИКТ дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации, позволяет вести диагностику учебной деятельности. СЛАЙД 2
- Следующим направлением использования ИКТ является проведение урока с применением мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint. Этим направлением я начала активно заниматься 3 года назад, когда появился мультимедийный проектор.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку
Использую презентации на разных этапах урока:
- как способ создания проблемной ситуации,
- как способ объяснения нового материала,
- как форма закрепления изученного,
- как форма проверки домашнего задания,
- как способ проверки знаний в процессе урока. (тесты) СЛАЙДЫ
Использование анимации в слайдах позволяет дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я создала небольшую коллекцию уроков-презентаций по разным предметам.
Использую я и готовые презентации, созданные коллегами, которые размещены в сети Интернет.
Работа с использованием программы Power Point необычайно интересна. Она приводит к целому ряду положительных эффектов: СЛАЙД
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
- Следующим направлением использования ИКТ является использование сети Интернет.
СЛАЙДЫ(4)
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, основателя театра кукол им. Образцова в Москве, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества, первый автомобиль и т.д. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках .
Однако в сети содержится не только много полезной информации, но и не совсем достоверной. Поэтому я доверяю только официальным и хорошо проверенным сайтам, поисковым системам.
Ребята участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Кроме известных детских сайтов ребята участвуют в конкурсах центра «СНЕЙЛ» и «Методисты.ру»
СЛАЙД
На сайте «Методисты.ру» проводятся дистанционные конкурсы и для учителей, в которых я тоже принимаю участие и публикую свои материалы. Недавно зарегестрировалась на сайте «АмурВики», с которым также собираюсь активно работать.
Активно применяю информационные технологии не только на уроках, но и во внеклассной работе. Уже вошло в традицию проведение классных часов, праздников с использованием мультимедийных презентаций и готовых программных продуктов. Оставили неизгладимое впечатление в памяти моих учеников мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню космонавтики, истории родного города Благовещенска, здоровому образу жизни и др., на которых они не только слушали рассказ учителя и одноклассников, но и смогли увидеть редкие фотографии, хроники, картинки, видеофрагменты, послушать военные песни. Аудитория легко может превратиться в зал музея или даже улицу города, по которой возможно провести экскурсию, путешествовать не выходя из кабинета, например, по пушкинским местам.
Не зря же старинная народная пословица говорит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». СЛАЙДЫ (5)
Стала практиковать и проведение родительских тематических собраний с применением презентаций.
- Следующее направление - осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
- Следующим направлением моей работы по освоению ИКТ, думаю, будет внедрение в учебный процесс интерактивной доски.
Внедрение данных информационных технологий способствует
-обогащению содержания обучения, повышению плотности урока;
-позволяют представить учебный материал более доступно и понятно;
-помогает проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
-придает уроку логический и поисковый характер, а также активизирует познавательный интерес учащихся, развивая их творческие способности, стимулируя умственную деятельность;
-способствует реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяет организовать на уроке исследовательскую деятельность.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Главное, использование ИКТ поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе.
Но, каким бы замечательным не было бы использование ИКТ, мало создать очень красивую презентацию для урока. Более того, наблюдения показали, что применение обучающих презентаций на уроках должно проходить с большой осторожностью, учитывая психологические и возрастные качества учащихся.
Не следует забывать, что лекарство в больших дозах – тот же яд. Чрезмерное увлечение информационными, а в частности, компьютерными технологиями, дезорганизует детей, отучает их нормально общаться, приучает к односложным ответам. По нормам САНПИНа использование компьютера на уроке в начальной школе не должно превышать 15 мин.
Презентации, на мой взгляд, использовать на каждом уроке нецелесообразно – существует огромное количество других приёмов, которые необходимо учитывать и применять.
Учитель во время урока может подстроиться под аудиторию, может в нужный момент привлечь внимание детей, подобрать интонацию, скорость речи, повторить пропущенное и внести необходимые пояснения. Ни одна программа, ни одна презентация не могут сделать и сотой доли того, что может сделать человек.
На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. СЛАЙД