Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ИКТ в начальной школе

Саяпина Светлана Геннадьевна
В Концепции новых образовательных стандартов  второго поколения  поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний.  Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно – коммуникационными технологиями ( ИКТ).
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно коммуникационных технологий.
Считаю, что задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей на уроке, привлечь внимание учеников, сделать так, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привёл меня к информационно-коммуникационным технологиям, которые эффективно применяю при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин
Компьютерные технологии являются как мощным информационным средством, так и большим помощником учителя на уроках. Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, нужно подавать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. А это можно осуществлять с помощью компьютера.
В своей педагогической деятельности выделяю несколько  направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.
СЛАЙД 1
  • Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате:
- составление календарно-тематического планирования по всемпредметам начального обучения,
-создание методических копилок:
«Работа с родителями», «Воспитательная работа», «Методические материалы по русскому языку»,«Методические материалы по математике» и т.д.
-составление заданий на компьютере, в виде карточек.
Использование ИКТ дает  возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации, позволяет вести диагностику учебной деятельности.   СЛАЙД 2
  • Следующим  направлением  использования ИКТ является проведение урока с  применением  мультимедийных презентаций, созданных в программе PowerPoint. Этим направлением я начала активно заниматься 3 года назад, когда появился мультимедийный проектор.
 Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
 
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку
Использую презентации  на разных этапах урока:
  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока. (тесты)  СЛАЙДЫ
Не секрет, что особенно уроки окружающего мира требуют наглядности  для лучшего усвоения материала. Именно на этих уроках я особенно активно использую презентации. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Каждый творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. СЛАЙДЫ  ( последний баобаб)
 Использование анимации в слайдах позволяет   дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я создала  небольшую коллекцию уроков-презентаций по разным предметам.
Использую я и готовые презентации, созданные коллегами, которые размещены в сети Интернет.
 Работа   с   использованием    программы  Power Point  необычайно интересна.   Она   приводит  к  целому  ряду  положительных эффектов: СЛАЙД
  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
СЛАЙД
  • Следующим  направлением  использования   ИКТ является использование сети Интернет.   
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Это электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционные конкурсы.
СЛАЙДЫ(4)
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, основателя театра кукол им. Образцова в Москве, русские народные костюмы,     шедевры      русского      деревянного зодчества, первый автомобиль  и т.д.   Это    становится    ярким   наглядным пособием  и  источником  вдохновения на уроках .
Однако в сети содержится не только много полезной информации, но и не совсем достоверной. Поэтому я доверяю только официальным и хорошо проверенным сайтам, поисковым системам.
     Ребята участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Кроме известных детских сайтов ребята участвуют в конкурсах центра «СНЕЙЛ» и «Методисты.ру»
СЛАЙД
    На сайте «Методисты.ру» проводятся  дистанционные конкурсы и для учителей, в которых я тоже принимаю участие и публикую свои материалы. Недавно зарегестрировалась на сайте «АмурВики», с которым также собираюсь активно работать.
Активно применяю информационные технологии не только на уроках, но и во внеклассной работе. Уже вошло в традицию проведение классных часов, праздников  с использованием мультимедийных презентаций и готовых программных продуктов. Оставили неизгладимое впечатление в памяти моих учеников мероприятия, посвященные  Дню Победы, Дню космонавтики, истории родного города Благовещенска, здоровому образу жизни и др.,  на которых они  не только слушали рассказ учителя и одноклассников, но и смогли увидеть редкие фотографии, хроники, картинки, видеофрагменты, послушать военные песни. Аудитория легко может превратиться в зал музея или даже улицу города, по которой возможно провести экскурсию, путешествовать не выходя из кабинета, например, по  пушкинским местам.
Не зря же старинная народная пословица говорит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». СЛАЙДЫ (5)
Стала практиковать и проведение родительских тематических собраний с применением презентаций.
  • Следующее направление - осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
В данный момент ребята готовятся к конкурсу проектов. Готовят материал по теме «Кто такой Колобок». Готовят презентацию.
 
  • Следующим направлением моей работы по освоению ИКТ, думаю, будет внедрение в учебный процесс интерактивной доски.
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся моего класса, а для меня становятся нормой работы.  СЛАЙД
Внедрение  данных информационных технологий способствует
-обогащению содержания обучения, повышению плотности урока;
-позволяют представить учебный материал более доступно и понятно;
-помогает проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
-придает уроку логический и поисковый характер, а также активизирует  познавательный  интерес учащихся, развивая их творческие способности, стимулируя  умственную деятельность;
-способствует реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяет организовать на уроке исследовательскую деятельность.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.  Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Главное, использование ИКТ поднимает  на более высокий уровень интерес детей к учебе.
Но, каким бы замечательным не было бы использование ИКТ, мало создать очень красивую презентацию для урока. Более того, наблюдения показали, что применение обучающих презентаций на уроках должно проходить с большой осторожностью, учитывая психологические и возрастные качества учащихся.
Не следует забывать, что лекарство в больших дозах – тот же яд. Чрезмерное увлечение информационными, а в частности, компьютерными технологиями, дезорганизует детей, отучает их нормально общаться, приучает к односложным ответам. По нормам САНПИНа использование компьютера на уроке в начальной школе не должно превышать 15 мин.
Презентации, на мой взгляд, использовать на каждом уроке нецелесообразно – существует огромное количество других приёмов, которые  необходимо учитывать и применять.
Учитель во время урока может подстроиться под аудиторию, может  в нужный момент привлечь внимание детей, подобрать интонацию, скорость речи, повторить пропущенное и внести необходимые пояснения. Ни одна программа, ни одна презентация не могут сделать и сотой доли того, что может сделать человек.
На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. СЛАЙД
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»