Как обеспечить комфортный переход
обучающихся начальной школы в основную
Кузнецова Ирина Юрьевна
Переход ребёнка из начальных классов в средние сопровождается рядом трудностей как для самого учащегося, так и для его родителей и, конечно же, для педагогического состава.Период адаптации школьника, начавшего учиться в 5м классе, считается одним из наиболее сложных на протяжении всего обучения в школе. В связи с этим главной целью классного руководителя 4-го класса является минимизация влияния стрессовых факторов, с которыми может столкнуться учащийся при переходе к основной ступени школьного образования.
Главной специфической чертой этого перехода становится появление нескольких учителей-предметников в то время, как в начальных классах большую часть учебного времени дети занимаются с одним педагогом, который является их классным руководителем. Такие серьёзные изменения в организации учебного процесса, безусловно, ставят перед учителем младших классов задачу по психологической подготовке школьников к новым условиям и подготовке образовательной, которая позволит получить все необходимые знания для успешной и быстрой адаптации в 5-м классе.
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей. Необходимо обладать следующей информацией:
- о целях и результатах образования;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения;
- знать специфику форм организации обучения в начальной школе;
- представлять возможности развития учебного диалога;
- знать особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Кроме того, учителю 4-го класса необходимо хорошо понимать, что ученики, имея свои индивидуальные особенности, могут воспринимать и усваивать информацию по-разному. Поэтому очень важно во время занятий задействовать различные методы преподавания, знакомить учащихся с различными видами подачи материала. Это позволит каждому ребенку выбрать наиболее приемлемый и эффективный для себя способ усвоения информации. Такие знания, в свою очередь, могут стать для него хорошим подспорьем не только при обучении в школе, но также при получении профессионального образования и дальнейшей трудовой деятельности.
Преемственность также выступает обязательным условием безболезненного перехода младших школьников в 5-ый класс. Именно поэтому классному руководителю, ведущему четвероклассников, рекомендуется ознакомиться с актуальной учебной программой 5го класса, так как это поможет подготовить учебный материал таким образом, чтобы избежать как пробелов в знаниях ребёнка, так и излишнего повторения информации.
Не менее существенным является и психологический аспект: учителю настоятельно не рекомендуется составлять для нового классного руководителя характеристику каждого отдельно взятого ребёнка. Дело в том, что субъективная оценка педагога может послужить формированию ложных представлений и предубеждений относительно конкретного ученика. А, учитывая, что в средних классах у ребенка на первый план выходит не познавательная деятельность, а коммуникация и социальные отношения в коллективе (в особенности, оценка окружающих), последствия подобных некорректных установок могут сказаться самым негативным образом на учащемся.
В то же время, приветствуется подготовка общей характеристики класса: с ее помощью будущий классный руководитель сможет продолжить заданный в младшей школе курс обучения, прочувствовать атмосферу, царящую в коллективе, сделать образование учащихся цельным, а знания, получаемые ими - глубокими и уверенными.