Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как обеспечить комфортный переход
обучающихся начальной школы в основную

Кузнецова Ирина Юрьевна
Переход ребёнка из начальных классов в средние сопровождается рядом трудностей как для самого учащегося, так и для его родителей и, конечно же, для педагогического состава.
Период адаптации школьника, начавшего учиться в 5м классе, считается одним из наиболее сложных на протяжении всего обучения в школе. В связи с этим главной целью классного руководителя 4-го класса является минимизация влияния стрессовых факторов, с которыми может столкнуться учащийся при переходе к основной ступени школьного образования.
Главной специфической чертой этого перехода становится появление нескольких учителей-предметников в то время, как в начальных классах большую часть учебного времени дети занимаются с одним педагогом, который является их классным руководителем. Такие серьёзные изменения в организации учебного процесса, безусловно, ставят перед учителем младших классов задачу по психологической подготовке школьников к новым условиям и подготовке образовательной, которая позволит получить все необходимые знания для успешной и быстрой адаптации в 5-м классе. 
Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей. Необходимо обладать следующей информацией:
  • о целях и результатах образования;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах обучения;
  • знать специфику форм организации обучения в начальной школе;
  • представлять возможности развития учебного диалога;
  • знать особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.  
Давая характеристику уровню познавательной деятельности четвероклассников, нельзя не напомнить, что формирование основных психических функций, обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается в дошкольном возрасте. После семи лет нужно приложить в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным результатом: то ли получится, то ли нет.
Кроме того, учителю 4-го класса необходимо хорошо понимать, что ученики, имея свои индивидуальные особенности, могут воспринимать и усваивать информацию по-разному. Поэтому очень важно во время занятий задействовать различные методы преподавания, знакомить учащихся с различными видами подачи материала. Это позволит каждому ребенку выбрать наиболее приемлемый и эффективный для себя способ усвоения информации. Такие знания, в свою очередь, могут стать для него хорошим подспорьем не только при обучении в школе, но также при получении профессионального образования и дальнейшей трудовой деятельности.
Преемственность также выступает обязательным условием безболезненного перехода младших школьников в 5-ый класс. Именно поэтому классному руководителю, ведущему четвероклассников, рекомендуется ознакомиться с актуальной учебной программой 5го класса, так как это поможет подготовить учебный материал таким образом, чтобы избежать как пробелов в знаниях ребёнка, так и излишнего повторения информации.
Не менее существенным является и психологический аспект: учителю настоятельно не рекомендуется составлять для нового классного руководителя характеристику каждого отдельно взятого ребёнка. Дело в том, что субъективная оценка педагога может послужить формированию ложных представлений и предубеждений относительно конкретного ученика. А, учитывая, что в средних классах у ребенка на первый план выходит не познавательная деятельность, а коммуникация и социальные отношения в коллективе (в особенности, оценка окружающих), последствия подобных некорректных установок могут сказаться самым негативным образом на учащемся.
В то же время, приветствуется подготовка общей характеристики класса: с ее помощью будущий классный руководитель сможет продолжить заданный в младшей школе курс обучения, прочувствовать атмосферу, царящую в коллективе, сделать образование учащихся цельным, а знания, получаемые ими - глубокими и уверенными.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»