Характеристика различных подходов
к изучению детско-родительских отношений
Молодушева Ольга Игоревна
В сегодняшнем информационном пространстве, когда повсеместно наблюдается тенденция деформация социального института семьи, возникает актуальная проблема психического здоровья семьи, в котором ключевым образом является родительство. Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество проявления родительства, его социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на уровне развития детей, обеспечивает личное счастье человека. Стиль семейного воспитания во многом зависит от личностных качеств отцов и матерей, их представлений о жизни и является своего рода реализацией личностей родителей. «Социальная ситуация развития» имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. Впервые ребенок учится быть за пределами своего семейного мира, начинает взаимодействовать в мире социальных отношений, существующих у взрослых людей. По мнению Л. С. Выготского, это та часть объективной реальности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие, это та сфера, в которую ребенок пытается войти.
Впервые понятие «отношение человека» в отечественную психологию ввел А. Ф. Лазурский. Он отметил, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но и в не меньшей степени и его отношениями с окружающими явлениями» [1].
В. Н. Мясищев в дальнейшем развил взгляды А. Ф. Лазурского, он понимал психологические отношения как систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с теми сторонами объективной деятельности, которые не только вытекают из всей истории человечества, но и выражают его личный опыт и внутренне определяют его действия, его переживания. Далее на базе этих идей он выработал свою уникальную концепцию личности, ядро которой составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе [2].
Важность детско-родительских отношений интересует специалистов различных школ и направлений. Мы выделили три группы подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая.
Представители психоаналитического направления придавали огромное значение раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. З. Фрейд выделяет три первые основные стадии развития личности, т.е общение с родителями в ранние годы, их воздействие на способы решения характерных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются типичными проблемами уже взрослого человека. Так же значимость ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного отношения к ним выделяли в своих работах А. Фрейд, К. Хорни, З. Холла, Э. Эриксона, Дж. Боулби, В. Шутца и др.
Теория личности Э. Эриксона пересматривает позиции в отношении иерархии структур личности Фрейда, а также выделяет важность влияния роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Он акцентирует внимание на отношениях ребенок – семья а точнее на отношениях ребенок – мать. По его мнению «врожденные влечения» человека – это фрагменты, которые нужно собрать, придавать им значение и организовать в период детского возраста. Методы воспитания непосредственно влияют на организацию и направление врожденных влечений. Каждое общество определяет свои собственные институты социализации для того, чтобы помочь детям стать полноценными членами данной социальной группы [3].
Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей. Этот немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы отмечает, что между развитием способности любить и объектом любви существует тесная связь. Сильнее всего ребенок чувствует привязанность к матери в период первых месяцев и лет. Но затем подобная связь с матерью немного утрачивает свое жизненное значение и все более становится значительной связь с отцом. Э. Фромм уделяет особе внимание тому факту, что материнская и отцовская любовь существенно различаются. Природа заложила так, что материнская любовь – это безусловная любовь. Отцовская же любовь должна быть заслужена, она находится в рамках его контроля.
Французская психоаналитик, педиатр, представительница парижской школы фрейдизма Ф. Дольто считает, что главная сложность в прохождении детьми этапов становления личности не в детях, а в родителях. Трудные родители – гиперопекающие, авторитарные, насильно удерживающие взрослеющих детей рядом с собой. Исследования и анализ воспоминаний детства, способов обучения в детском саду и школе, особенностей воспитания в неполной семье, отношения к деньгам и наказаниям, всех деталей детской жизни выявляет серьезный интерес психоаналитика к детству, признание непреходящей важности детских этапов развития [4].
Британский педиатр и детский психоаналитик Д.В. Винникотт удеяет особо важное внимание прафилактической работе с родителями, формированию у них правильных базисных установок. Им предлагается быть естественными, доверять своей интуиции, но всегда быть последовательными в своих делах и поступках. Чтобы они перенимали опыт у других родителей в похожей ситуации, делились своими переживаниями. «Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека» Д. Винникотт [5]. Он ввел такое понятие, как «достаточно хорошие матери», это подразумевает то, что незначительные ошибки родителей, хоть и расстраивают ребенка, но они важны для его развития, так как вырабатывают представление о любящей матери.
На основе психоаналитических теорий личности американским психологом и психиаторм Э. Берном разработан трансактный анализ, где выделяется, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении образа жизни семьи и взаимоотношениях между родителями и ребенком. Родители обязаны уметь анализировать социальные взаимосвязи в семье. Познакомить ребенка с понятиями трансактного анализа и способами их применения в практических жизненных ситуациях, в других социальных сферах. Вовлекать детей в процесс познания себя и других, проявлять уважение к детям, поддерживать в них установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью [6].
Авторами теории привязанности считаются Джон Боулби и М. Эйнсворт. Эмпирическим путем они доказали, что младенец нуждается в продолжительном уходе матери или замещающего лица, которое осуществляет первичный уход, для того чтобы сформировать устойчивую концепцию своего «Я». Именно в этом процессе взаимодействия возникает привязанность. Ребенок начинает ее демонстрировать. Основные положения теории привязанности касаются опыта отношений, полученного в младенчестве и раннем детстве, и в большей степени зависят от характера привязанности к близкому человеку. Основной функцией объекта привязанности считается обеспечение безопасности и защиты. Отсюда можно сделать вывод, что наличие привязанности является необходимым условием познавательного развития ребенка и исследовательского поведения [7].
Для того, чтобы оценить качество привязанности, М. Эйнсворт предложил тестирование «Незнакомая ситуация», благодаря которому появилась возможность оценить варианты привязанности. Предполагалось, что ребенок, когда окажется в незнакомой ситуации и с незнакомым человеком, продемонстрирует способность к адаптации и силу привязанности к матери. Тест проводится с детьми около года и состоит из восьми эпизодов. Продолжительность теста – двадцать минут. В незнакомую игровую комнату приходят мать с ребенком, сюда же чуть позднее заходит незнакомый человек и пробует взаимодействовать с ребенком. Мать ненадолго уходит из комнаты, а затем возвращается обратно. Во второй раз мать вместе с незнакомцем выходят из комнаты, оставив ребенка одного. Далее сначала возвращается незнакомый человек, а затем мать. Проанализировав поведение детей, удалось выявить четыре типа привязанности детей.
Безопасная привязанность, была обозначена, как группа «B». Большая часть детей образует этот тип привязанности (66%). Дети достаточно уверенно чувствовали себя в незнакомой обстановке, активно занимались исследованием комнаты, играли в ней. Когда мать уходила, они расстраивались, активность в изучении комнаты спадала. Но, когда мать возвращалась, они начинали контактировать с ней и продолжали активно играть.
Небезопасная привязанность избегающего типа – группа «A» (20%). Дети этого типа могут проявить небольшое переживание, либо не проявить его вовсе, в отсутствии матери. Их внимание обращено на окружение, они избегают контакт с матерью, либо вообще игнорируют ее.
Небезопасная привязанность амбивалентно-сопротивляющегося типа – группа «C» (12%). Дети с самого начала тестирования проявляют тревогу в присутствии матери и амбивалентность во взаимодействиях с ней. Когда мать уходит – горе ярко выражено, когда мать возвращается, дети пытаются контактировать с ней, но одновременно сопротивляются приближению и взаимодействию.
Небезопасная привязанность с дезорганизацией – группа «D». К этому типу относятся дети, которые демонстрируют противоречивое поведение аномального типа, к примеру, такие формы поведения, как: таскание себя за волосы, бесцельные ритмичные движения руками или ногами, раскачивания, гримасы и т. д., так же ступор, либо реактивное поведение. Матери сложно справляться с ситуацией, и попытка взаимодействия может ухудшить состояние ребенка.
Выяснилось, что отношение мамы является определяющим в качестве привязанности ребенка, которое имеет сильную зависимость от материнского поведения. У детей с безопасной привязанностью матери чуткие и внимательные, они понимают и удовлетворяют все их потребности. Матери детей с небезопасной привязанностью избегающего типа эмоционально холодны, очень требовательны и невнимательны к потребностям ребенка. Непоследовательны, неустойчивы и непредсказуемы матери у детей с небезопасной привязанностью амбивалентно-сопротивляющегося типа [8].
Немаловажное значение для изучения детско-родительских отношений имеет Балтиморское лонгитюдное исследование М. Эйнсворт, в этом исследование принимают участие 26 матерей со своими детьми. Задача этого эксперимента заключалась в фиксации поведения матерей в следующих четырех ситуациях: кормление, прямой зрительный контакт, реакция матери на крик ребенка, физический контакт. Было выявлено, что уже в первые 3 месяца жизни ребенка имеются индивидуальные различия в поведении матерей и в их отношении к ребенку. Одни мамы кормление ребенка использовали как повод для общения с ним, были чуткие и гибкие по отношению к нему, другие давали бутылочку и оставляли ребенка одного, третьи заставляли есть насильно. Столь же значительные различия можно было наблюдать и в других ситуациях. К примеру, процент случаев игнорирования ребенка в моменты его крика колеблется от 4 до 94%. Как реагирует мать на крик своего ребенка, считается очень важным для выделения и осознания себя, так как, если мать игнорирует крик своего младенца, то он не видит последствий своей активности, не выделяет себя и не чувствует отношение к себе. М. Эйнсворт выделяет, что чуткость и поддержка матери выражаются не только в любви к ребенку и заботе о нем, но и в уважении его самостоятельности и активности, в которых ребенок изначально имеет огромную потребность. Выявленные варианты отношения матери к ребенку оказались довольно устойчивыми, о чем свидетельствуют две группы: 1) основные характеристики поведения матери, наблюдаемые в 3 мес. и в год жизни ребенка, надежно взаимосвязаны; 2) поведение матери в первые месяцы жизни устойчиво связано с поведением ребенка в тесте “Незнакомая ситуация”, который проводился с детьми в 1 год.
В этом исследовании была использована шкала, которая включала четыре измерения отношения матери к ребенку:
- Чувствительность – нечувствительность к потребностям ребенка, в которой выявляется способность матери чувствовать потребности ребенка и видеть все с его точки зрения.
- Принятие – отвержение, которое свидетельствует о том, насколько значим ребенок и его роль в жизни матери.
- Кооперативность – вмешательство, в котором отображается уважение матери к индивидуальности и самостоятельности ребенка, а также ее склонность поддерживать его инициативу и не навязывать собственные желания.
- Поддержка – игнорирование, где можно выявить степень эмоциональности матери, насколько она адекватно может управлять своими эмоциями.
Б.Ф. Скиннером был разработан метод обучения, который осуществляется посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения (оперантный метод). Суть оперантного научения заключается в том, чтобы установить ассоциативную связь между поведением и следствием этого поведения. Скиннер считал, что невозможно объяснить поведение внутренними мыслями и мотивацией. Вместо этого он предложил обратить внимание на внешние причины, влияющие на поведение человека.
Составляющие оперантного научения
Подкрепление, как составляющая оперантного научения – это любое действие, которое повлияет на формирование определенной модели поведения. Существуют два вида подкрепления:
- Позитивное подкрепление – это вознаграждение, которое применяется, для поощрения желаемого поведения, такие как похвала или награда.
- Негативное подкрепление – это неприятные действия, которые прекращаются или снижаются для поощрения желаемого поведения.
Наказание – это неприятные действия, которые предпринимаются для прекращения нежелательной модели поведения.
Существует два вида наказаний:
- Позитивное наказание – это наказание, которое подразумевает использование нежелательного действия, для того, чтобы ослабить последующую за ним реакцию.
- Негативное наказание – это наказание, которое подразумевает прекращение желаемого действия или лишение желаемого предмета в случае проявления поведения, от которого необходимо отучить.
Главными идеями организации воспитания является то, что родители рассматриваются как элементы среды, с одной стороны, и как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка – с другой. Бихевиористов интересуют лишь наблюдаемые изменения, поддающиеся непосредственному измерению. Они являются разработчиками схем анализа взаимодействия, которые основываются на понимании человеческого поведения как функций подкреплений, наград, поощрений и наказаний.
Применяя поведенческие методы, Р.Дж. Валер, Дж.Х. Винкель, Р.Ф. Петерсон и Д.С. Моррисон одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и тайм-аута [9]. Работы практиков этого направления сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Б. Бухер и О.И. Ловаас считали, что та польза, которая получается в результате методов наказания, очень мала по сравнению с часто возникающими отрицательными эмоциональными реакциями. К.А. Андерсон и Х.Е. Кинг пришли к выводу, что поощрение и подкрепление намного эффективнее влияют на улучшение поведения ребенка, чем наказания.
Исследования Н. Миллера и Дж. Долларда, которые опираются на фрейдовскую теорию детских травм, позволили выяснить условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Были сделаны выводы, что чем интенсивнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь. Если побуждение отсутствует, научение невозможно. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, не способного к высшим психическим процессам. С их точки зрения счастливый ребенок - это миф. Отсюда задача родителей - социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Разделяя мысль А. Адлера о том, что мать, которая дает ребенку первый пример человеческих отношений, играет важную или даже решающую роль в социализации. Были выделены четыре основные жизненные ситуации, которые могут служить источником конфликтов. Это приучение к туалету, кормление, проявление агрессивности у ребенка, сексуальная идентификация.
Гуманистическое направление принято рассматривать в русле концепций К. Роджерса, Г. Олпорта, Р. Мэя, Ш. Бюллер, А. Маслоу, В. Франкла, и многих других. Роджерс считал, что проявление искренних, истинных чувств (в том числе и негативных), безусловное принятие своих чувств и чувств близких, преданность своему внутреннему «Я» - очень важными понятиями модели семейного воспитания.
Основные идеи воспитания К. Роджерса:
- Любовь родителей имеет разные уровни - это любовь-забота о физическом благополучии ребенка и любовь-забота по отношению к его внутреннему «Я», к его способности принимать индивидуальные решения.
-Родители должны влиять на убеждения и ценности детей, давая им возможность свободы выбора определенных действий.
-Стиль общения в семье должен быть открытым, свободным, основаннным на взаимоуважении.
-Важно научить ребенка самому преодолевать трудности, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения.
-Родители должны научиться принимать помощь от детей.
К. Роджерс считал, что для положительного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения:
1)слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
2)выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка;
3)успешно решать спорные вопросы так, чтобы в результате были довольны обе конфликтующие стороны.
По мнению Роджерса, усиление принятия себя способствует усилению принятия другого, и все это в конечном счете приводит к улучшению человеческих взаимоотношений.
Идеи гуманистически направленной психологии в практике воспитания детей в семье и социуме нашли отражение в работах Т. Гордона. Любая проблема, по мнению Т. Гордона, должна решаться родителями вместе с детьми, благодаря чему можно избежать принуждения, что стимулирует ребенка быть участником в делах семьи. Разрешение проблемы происходит в несколько ступеней: выявляется и определяется сама проблема; обдумываются способы ее решения; взвешивается каждый вариант; выбирается наиболее подходящий, подыскиваются способы решения проблемы; оценивается возможность успеха [10].
Ю.Б. Гиппенрейтер представила модификацию модели семейного воспитания Т. Гордона с учетом закономерностей психического развития, открытых в российской психологии. «Уроки общения» родителя с ребенком включают в себя такие темы: что такое безусловное принятие, как можно и нужно оказывать помощь ребенку, как слушать ребенка, как относиться к чувствам родителей, как решать конфликты и поддерживать дисциплину.
Особое внимание представителями данного направления уделяется умению слушать и понимать детей, при этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком [11].
В отечественной психологии многие ученые все чаще основываются на гуманистических принципах. Основой данного направления послужили идеи М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения. Михаил Михайлович выделяет следующие отличительные особенности диалогического общения:
1.Равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимовоздействие друг на друга, формируется способность принять позиции другого.
2.Отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие.
3.Формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации.
4.Особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств.
5.Способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные [12].
Заключение
Таким образом, наиболее существенный вклад в изучение детско-родительских отношений внесли психоаналитический, бихевиористский и гуманистический подходы. Благодаря психоаналитическому направлению был изучен ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и его влияние на процесс развития личности. Важной заслугой бихевиоральной психологии является изучение техники поведения родителя и формирование навыков модификации поведения ребенка.
Гуманистические концепции выделяют такие понятия как эмпатическое понимание, принятие, искренность и естественность проявления эмоций, способность родителей использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Список использованных источников и литературы
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -М.: Наука, 1995.
- Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека // Материалы совещаний по психологии. - М.: Изд-во АПН, 1957.
- Эриксон Э. Детство. - М.: Летний сад, 2000.
- Дольто. Ф. На стороне ребенка - СПб. «Петербург—XXI век», 1997.
- Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. М.: ЛИТУР, 2004
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб. ЭКСМО, 2015. - 576 с.
- Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review // Psychologi Bull. - 1975. - № 1. - P. 336522
- Ainsworth М/D/ Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother // Merril - Palmer Quart.- 1964.- V.9, N I -2.-P. 11-20
- Wahler R.G., Winkel G.H., Peterson R.F. Mothers as behavior therapists for ther own children // Behavior Research and Therapy. - 1965. - V.3. - P. 113-124
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Москва, 2008.
- Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с