Духовно-нравственное воспитание младшего
школьника на уроках литературного чтения
Николаева Людмила Викторовна
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества.главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
В настоящее время в нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме.
Передо мной всегда стоит проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности.
Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников,
В условиях реализации ФГОС одним из приоритетных направлений содержания начального общего образования становится духовно- нравственное воспитание детей.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
В своей педагогической работе я ставлю перед собой основную цель духовно-нравственного воспитания:
формировать основы духовно-нравственной личности, способной проявлять свои лучшие нравственные качества средствами урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Задачи:
-воспитывать в детях доброту, отзывчивость, милосердие, сострадание, честность, уважение, чувство товарищества, взаимопомощи, доброго отношения в коллективе и к окружающим;
-воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
-формировать этические и моральные нормы и правила поведения, самодисциплину;
-вовлекать младших школьников в исследовательскую и социально-значимую деятельность по заботе и оказанию помощи нуждающимся: пожилым людям, родным, лицам с ограниченными возможностями, детям дошкольного возраста, природе;
быть терпимым, толерантным во взаимоотношениях со всеми;
- побуждать действовать и поступать честно, не на словах, а на деле в повседневной жизни; избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
-воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
-формирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.
Воспитание патриотизма, любви к Родине, к культуре русского народа, к красоте родной природы, к историческим ценностям осуществляется школой, как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности.
Содержание учеников и учебных пособий УМК «Школа России», по которым я работаю, позволяют в полной мере эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания создаются на уроках литературного чтения. В учебниках «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В Голованова) включены лучшие произведения духовно-нравственной тематики. Они подобраны авторами в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.
Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, родных, друзьях, близких, оказывая бескорыстную помощь.
Добрый – это тот, который никого не обижает.
В 1 классе, изучая рассказ «Наше Отечество» К.Д. Ушинского, дети знакомятся с понятиями: Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем работаем над смысловым значениям рассказа: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет нам не в радость.
В статье В. Крупина «Первоучители словенские» дети приобщаются к русской культуре и традициям, знакомятся с истоками славянской письменности, со словенскими первоучителями Кириллом и Мефодием. Статья «Первый букварь» знакомит ребят с историей первой азбуки, которую написал и напечатал московский первопечатник Иван Федоров.
В рассказах В.Осеевой, Л. Платонова, Н. Носова, В.Ю.Драгунского сопоставляем плохие поступки с хорошими, добрыми делами, лжи противопоставляем честность. Прочитав произведения, прошу детей рассказать, какие добрые дела совершили они, за какие поступки им было стыдно.
На уроках создаю атмосферу сотрудничества, так как доброжелательный стиль общения учителя и детей, детей друг с другом, делают их более открытыми, контактными. Дети не стесняются рассуждать, находить подтверждение своим рассуждениям в тексте, сопоставлять, осмысливать прочитанное, выражать свое отношение к качествам личности героя.
Стараюсь создавать ситуации, чтобы ребенок задумался над своими поступками, их последствиями, как для самого себя, так и для окружающих его людей.
Анализируя поступки героев следующих произведений: Н. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок», В. Орлов «Кто первый?», предлагаю детям рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации.
Перед знакомством с рассказом Толстого «Правда всего дороже» работаем с пословицами.
- Мир правдой держится.
- Однажды солгал - навек лгуном стал.
- Правда - свет разума.
- Шила в мешке не утаишь
– Какова главная мысль этого произведения?
– Каким вам представился мальчик? А отец?
– Чему учит этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)'
Далее идёт анализ произведения:
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
– Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
– Как поступил мальчик?
– (Сказал правду).
– Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).
– Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина учащиеся делают выводы о том, что за злые поступки следует наказание.
Считаю, что огромное воспитательное воздействие на детей имеют произведения на тему «Семья». Произведение С. Маршака «Хороший день» (1 класс) воспитывает уважение и внимательное отношение к другим людям, любовь к близким.
Примером крепкой семьи, добрых теплых отношений является произведение А.Платонова «Еще мама» (3 класс). Автор затрагивает проблему взаимоотношений матери и сына. Мальчик очень любит свою маму и боится, что без него она заскучает. С такой же любовью и нежностью он относится и к своей первой учительнице, которая для него становится «второй мамой».
Читая и анализируя произведения А.Платонова «Еще мама», Цветок на земле», «Сухой хлеб» наблюдаем отношения между членами семьи. В рассказах раскрываются такие понятия, как семья, любовь, забота, уважение, сопереживание. В ходе бесед, рассуждений приходим к пониманию того, что семья – это главная опора в жизни человека, семья – это достояние, семья – это счастье, семья – это гордость.
Большую роль для полноценного восприятия текста играет подготовительная работа. Так, например, перед знакомством с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» (2 класс), ребятам можно дать задания по группам: нарисовать рисунки на тему «Моя семья», подобрать пословицы и поговорки о семье, подготовить рассказ о своей семье. Такие задания активизируют детей, обогащают их словарный запас, обеспечивают необходимый настрой перед изучением нового произведения. В ходе урока ставится проблемный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы старики были счастливы?».
Анализируя произведение, можно задать вопросы:
-Это произведение грустное или веселое? Почему оно вызвало у тебя такое настроение?
- Какой урок преподнес сынишка своим родителям?
- Почему родители заплакали?
- Изменилось ли после этого отношение родителей к старику?
-Модно ли назвать эту историю поучительной?
-Что бы вы посоветовали своим родителям?
-Приходилось ли вам наблюдать ситуации неуважительного отношения к пожилым людям?
- Хотел бы ты в старости жить в семье, о которой рассказал Л.Н.Толстой?
На этапе рефлексии предложить детям продолжить высказывание:
-Сегодня на уроке я понял, что…
(Нужно быть добрыми, отзывчивыми, уважительно относиться к пожилым людям, родителям; быть внимательными по отношению друг к другу в семье)
В детских произведениях Л. Н. Толстого глубоко раскрыты нравственные проблемы. Его рассказы, басни, сказки формируют в детях стержень, основу зарождения нравственных начал. В баснях, сказках, рассказах Л.Н.Толстой стремится внушить ребёнку моральные понятия, необходимые в его настоящей и будущей, взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей и т.п.
Басня Л. Н. Толстого «Два товарища» посвящена теме дружбы. Главная мысль басни состоит в том, что нельзя бросать друзей и товарищей в случае опасности. Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде».
Рассказы К. Д. Ушинского: «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» способствуют воспитанию доброты, отзывчивости, чувства дружбы, сопереживания.
Работа с рассказами В.Бианки «Первая охота», Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Пришвина «Глоток молока», Е. Скребицкого приводит к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир, это богатство нашей Родины, которые, по словам М.Пришвина, надо хранить и преумножать.
Анализируя произведения, опираюсь на личный опыт общения детей с домашними животными, чтобы воспитывать в них любовь к животным, проявлять заботу о братьях наших меньших, бережно относиться к природе.
В учебниках «Литературное чтение» в каждом классе есть раздел «Устное народное творчество». Знакомясь с пословицами и поговорками, загадками, песенками формирую у детей такие нравственные понятия, как уважение, доброта, трудолюбие, любовь к Родине, к природе: «Жить – Родине служить», «Где дружбой дорожат, там враги дрожат», «Без труда хлеб не родится никогда», «Хлеб - всему голова», «Хороша потеха, когда много доброго смеха» и др.
Считаю, что произведения устного народного творчества, произведения русских классиков, басни, былины имеют огромное воспитательное значение.
Высказывание К.Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» говорит о том, насколько огромно значение чтения, так как литература воздействует на становление личности, воспитывает ценности, необходимые душе.
С этой целью я применяю на уроках современные педагогические технологии (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, технологию сотрудничества). На своих уроках я использую разные виды и формы деятельности: самостоятельные работы, проекты, творческие задания, работа в парах и группах, игры и игровые ситуации, коллективные творческие работы, иллюстрирование произведений, инсценирование, написание детьми рассказов, сказок и стихов, придумывание вопросов на понимание поступков героев.
Благодаря этому, обучающиеся учатся сопоставлять свои знания со знаниями других ребят, учатся слушать, отстаивать свою точку зрения, помогают друг другу, сопереживают героям, оценивают их поступки и качества.
Важным воспитательным средством моральных качеств личности младшего школьника является народная сказка. Она не дает детям каких-либо прямых наставлений, однако в ее содержании присутствует нравственный урок, духовный смысл.
Читая сказку "Курочка Ряба" подвожу детей к тому, что нужно беречь то, что имеешь, радоваться и ценить то, что есть. Ведь недаром дед и бабка, когда яйцо разбилось, стали плакать.
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей.
Знакомясь со сказкой «Теремок» ребята приходят к мысли, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нем. Также главной мыслью сказки можно назвать дружелюбие и взаимопомощь.
Главная мысль сказки "Рукавичка" - свое не теряй, чужое не отбирай. Сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их.
Работая над содержанием сказки “Петух и собака” ребята рассуждают о том, что дружба должна быть на первом месте, верные друзья справятся с любой бедой сообща.
Народные сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, послушными, вежливыми, старательными, находчивыми, умеющими справляться с чувством страха, преодолевать трудности и находить выход из сложных ситуаций, вырабатывают стремление бороться со злом, отстаивать свою позицию.
В сказках высмеиваются такие недостатки, как трусость, жадность, хитрость, безделье, желание легко получить жизненные блага. Трудолюбие же вознаграждается, поощряется забота о близких, восхваляется мудрость. Она помогает верить в силу добра, которое побеждает в борьбе со злом, благодаря таким качествам как мужество, стойкость, преданность.
Несмотря на то, что на помощь героям сказок приходят волшебные предметы, они становятся для детей примером для подражания, потому что добиваются успеха, преодолевая трудности, препятствия благодаря личным качествам – силе духа, смекалке, находчивости, сообразительности, изобретательности и т.д.
Сказки имеют огромную воспитательную ценность, формируют навыки межличностных отношений, способствует развитию эстетических чувств.
Таким образом, содержание учебников «Литературное чтение» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Список используемой литературы:
1.Петракова Т. И., Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. - М. : Дрофа, 2004.- 53 с.
- В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Азбука» часть 1, часть 2
4.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. «Просвещение», 2009
5.Макухина Н. А. «Нравственное воспитание на уроках литературного чтения при изучении произведений Л. Н. Толстого.
6.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000, 464 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерацию – М., 2010.
8.Рувинский Л. И. «Нравственное воспитание личности».