Этическое воспитание как средство формирования
социально адаптированной и нравственно здоровой личности ребенка
Кострова Людмила Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 319
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Сущность моей воспитательно-педагогической деятельности заключается в создании определённой системы работы по развитию способностей, учащихся путем организации последовательной преемственной исследовательской, творческой и созидательной деятельности при подготовке и проведении классных часов. Важное место в этой системе занимает этическое воспитание ученика как одно из направлений в формировании целостной, социально адаптированной, а также морально и нравственно здоровой личности.учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 319
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Современному ученику подчас бывает сложно разобраться в истинной мотивации многих явлений в общественной жизни, поступков взрослых или ровесников, и, зачастую, они, не сумев осмысленно подойти к решению, просто копируют увиденную ими форму поведения, принимая ее как данное. Обилие информационных источников при недостаточной, а то и просто отсутствующей цензурной проверке и обработке, дает подростку не всегда верное представление о взаимоотношениях между индивидами социума, о правилах поведения в обществе, об отношении к тому, кто находится рядом, и ко всему окружающему. Общество, развиваясь и прогрессируя, неизбежно попадает в ситуацию «восьмерки»: при позитивном достижении обязательно выявляется негатив. И, как следствие, возникает определенный социальный заказ на выявление и исправление этого негатива. Мы, учителя начальной школы, и являемся первоочередными исправителями проявившегося негатива.
Разрабатывая систему воспитательной работы для своих учеников, при предварительном исследовании личностных качеств детей, их условий проживания, взаимоотношений в семье, я постаралась учесть все возможные направления в развитии и формировании здоровой и социально адаптивной личности. Не думаю, что совершила открытие в системе воспитания личности, но ведь каждый ребенок, как и класс, как коллектив, индивидуальны, а поэтому каждая известная теоретическая разработка берется как помощь, систему же учитель определяет сам, как и сам выбирает средства воспитания и воздействия на личность ученика. Результаты скажут сами за себя.
В системе классных часов, способствующих формированию личности, я определила для себя ключевые темы:
- духовно-нравственное воспитание;
- воспитание здоровых привычек;
- экологическое воспитание маленьких петербуржцев;
- этическое воспитание гимназиста.
Обратимся к одной из тем, насущной и необходимой в системе формирования личности ученика: «Этическое воспитание учеников».
Первые классные часы посвящены проблеме манер поведения учащегося.
Мои цели определяются следующими устремлениями:
- познакомить учеников с манерами поведения культурного и воспитанного человека;
- прививать ученикам начальной школы этические нормы поведения в обществе.
Важной составляющей на этом этапе становятся беседы, игровые ситуации, анализ поступков литературных героев Н. Носова, А. Шибаева, А. Барто, С. Михалкова, проигрывание речевых ситуаций. В итоге я обобщаю все ситуации классных часов и напоминаю ученикам о нормах поведения в обществе.
Далее информация усложняется, ученики из стадии осмысления и первичного анализа переходят в стадию раздумий и выстраивания ассоциативного ряда. Тематика классных часов: «Я принимаю решение- творить добро!».
Цели:
- помочь ученикам разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитать в учениках этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом.
Анализ сказок, ситуаций для обсуждения, речевых ситуаций позволяет мне акцентировать внимание учеников на том, какие ситуации были рассмотрены во время поведения классных часов и подвести итоги.
Научить школьника трудиться, и уважать труд других. К размышлениям на эту тему уже подготовлен ученик, способный в достаточной для его возраста степени оценить пользу определенных действий, окружающих и свое соответствие этой пользе.
Цели:
- воспитать у учащихся потребность в учении, добросовестное отношение к нему;
- внушить убежденность в необходимости знаний и умений в современном обществе;
- приобщить к труду не только как к достижению результата, но и как к возможности развиваться, постигать и обретать для себя необходимое.
Для этого ученикам предоставлен анализ литературных произведений «Федина задача», В. Голявкина «Двойка», Б. Заходера «Петя мечтает», Е. Ильиной «Про вчерашний день».
Ученик стал анализировать и делать выводы, теперь самое время поговорить о заботливом отношении к людям!
Цели:
- воспитывать в учениках доброту, уважение, скромность, отзывчивость;
- прививать этические качества личности и нормы поведения в обществе.
Мы говорим о людях, нуждающихся в заботе, и о возможностях оказания помощи таким людям. Обсуждаем предоставленные ситуации, анализируем рассказы
П. Гультяя «Шурик», С.Баруздина «Морской кортик» и делаем выводы: не бойся предлагать помощь другим, не мешай окружающим работать и отдыхать, будь вежлив, внимателен и терпим к другим.
Завершает цикл этического воспитания учеников блок классных часов на тему: «Не будь равнодушен к черствости и нетерпимости других».
Мои цели:
- воспитать активную жизненную позицию, единство слова и дела;
- привить ученикам этические нормы поведения в обществе.
Ученик созрел для обсуждения недопустимости сокрытия ошибок в поведении своих товарищей, готов дать справедливую оценку поступкам товарища, обсуждаются и анализируются произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», рассказ «В лесу», рассказ «Совесть». Обсуждаются похожие жизненные ситуации и делается вывод о недопустимости такого в нашей жизни.
В результате проведенной работы могу сделать вывод: подобная система классных часов действенна и результативна.