Родительское собрание
Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности
Степанова Татьяна Викторовна
- Ролевая игра «Услышать ребенка»
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.д.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и тп.);
«бабушка» демонстрирует хаотичный, непоследовательный стиль поведения ( в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына. У снохи, поддерживает то одного , то другого, сомневается в своих словах, не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы).
Проигрывание ролевой игры. В оде которой психолог помогает более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения. Обсуждение ситуаций начинается с обращения к 2актерам»:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
- Какие выводы вы для себя сделали?
2. Мини-лекция. Стили семейного воспитания.
3. Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10- для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием. Кроме того, постарайтесь выполнить следующее:
- В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
- В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?»; «Молока целый стакан выпьешь или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?; не «Делай, как я скажу», а «Может быть, ты сделаешь, как я предложу?»
- В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят , пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончится это упражнение?
Десять ключей успешного воспитания.
350 учителей-инструкторов международной организации, работающих с трудными подростками и семьями в школах, церквах, социальных центрах Америки, собрались вместе и составили 10 правил-ключей, чтобы помочь всем нам.
- Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не ан его количество. Современная жизнь невольно всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем, научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
- Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает, что мы даем своим детям до 2000 советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими» . Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедиться, ч то в таком виде их невозможно выстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
- Дайте детям почувствовать, что они сильны легальными способами, иначе они найдут нелегальные. Для этого с детьми надо советоваться, давать ми право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда.
- Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
Если мы вмешиваемся, если в этом нет необходимости, мы лишаем детей видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Ваш ребенок забывает взять с собой завтрак. Не кладите его в портфель из дня в день. Дайте ему забыть его, пусть проголодается и запомнит, что по утрам нужно класть завтрак в постель самому.
- Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку.
- Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой. Злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обидитесь или разозлитесь – вы проиграли.
- Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен быть уверен, что его любят независимо от того, что оно сделал.
- Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно.
- Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков.
- Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, если вы умеете держать обещание.
Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. М.: «Ось-89», 2008.- 144с
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с.
Десять ключей успешного воспитания// Первое сентября. – 2003, № 21