Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Родительское собрание

Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности

Степанова Татьяна Викторовна
  1. Ролевая игра «Услышать ребенка»
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца. Матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: Ребенок приходит злой из школы, забрасывает в самый дальний угол портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит- списал! Сказала: завтра прийти с родителями к директору» и т.д.
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.д.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя  (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и тп.);
«бабушка» демонстрирует хаотичный, непоследовательный стиль поведения ( в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына. У снохи, поддерживает то одного , то другого, сомневается в своих словах, не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы).
Проигрывание ролевой игры. В оде которой психолог помогает более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения. Обсуждение ситуаций начинается с обращения к 2актерам»:
- Что вы чувствуете сейчас?
- Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
- Какие выводы вы для себя сделали?
2. Мини-лекция. Стили семейного воспитания.
3. Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста.  Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10- для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием. Кроме того, постарайтесь выполнить следующее:
  1. В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
  2. В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?»; «Молока целый стакан выпьешь или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?; не «Делай, как я скажу», а «Может быть, ты сделаешь, как я предложу?»
  3. В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят , пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончится это упражнение?
В завершении встречи родителям предлагается памятка «Десять ключей успешного воспитания.»
Десять ключей успешного воспитания.
350 учителей-инструкторов международной организации, работающих с трудными подростками и семьями в школах, церквах, социальных центрах Америки, собрались вместе и составили  10 правил-ключей, чтобы помочь всем нам.
  1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание  на качество проведенного с ребенком времени, а не ан его количество. Современная жизнь невольно всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем, научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и  безразличие.
  2. Поменьше говорите,  побольше делайте. Статистика утверждает, что мы даем своим детям до 2000 советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими» . Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедиться, ч то в таком виде их невозможно выстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
  3. Дайте детям почувствовать, что они сильны легальными  способами, иначе они найдут нелегальные. Для этого с детьми надо советоваться, давать ми право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда.
  4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:
-  Что случилось бы, если бы я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, если в этом нет необходимости, мы лишаем детей видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Ваш ребенок забывает взять с собой завтрак. Не кладите его в портфель из дня в день. Дайте ему забыть его, пусть проголодается и запомнит, что по утрам нужно класть завтрак в постель самому.
  1. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку.
  2. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой. Злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обидитесь или разозлитесь – вы проиграли.
  3. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен быть уверен, что его любят независимо от того, что оно сделал.
  4. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно.
  5. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков.
  6. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, если вы умеете держать обещание.
Литература.
Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. М.: «Ось-89», 2008.- 144с
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с.
Десять ключей успешного воспитания// Первое сентября. – 2003, № 21

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»