Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приобретение опыта активного
и дружного взаимодействия в коллективе

Пыркина Юлия Васильевна 
Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс. Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и для его основания необходимы определённые условия. Необходимо объединить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Ребята объединяются тогда, когда им необходимо вместе выполнить важное для них дело. Для закрепления коллективных отношений  требуется время.
Убеждена, что для воспитания детей нужна всевозможная совместная деятельность, без которой не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.
Взаимодействие в классе - это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы. Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно-ориентационной и т.д.
Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активность отдельного «Я» так или иначе связана с активностью общего «Мы».Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).
Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе
Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:
· коллективное целеполагание,
· коллективное планирование,
· коллективную подготовку,
· коллективное проведение,
· коллективный анализ и последействие.
Коллективное целеполагание (КЦ)
Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.
Главные моменты этапа.
Диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников.
Продумывание классным руководителем воспитательных возможностей предстоящей деятельности, вариантов, содержания и форм взаимодействия.
Выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива класса, на радость и пользу людям.
Гибкая позиция классного руководителя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели. Если уровень развития коллектива класса достаточно высок, эти функции выполняют сами ребята.
Опираясь на эти моменты, классный руководитель сможет помочь своему классу в формировании коллективного и индивидуального опыта самоопределения, соотнесения мнений и ценностей.
В первом классе, каждый ребенок – это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому, в первую очередь была составлена программа развития коллектива класса с названием «Дружба». Формирование и сплочение коллектива – это восхождение к вершине. Одному туда не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый коллектив.
В течение двух лет в классе велась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились моделирующие игры, классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на решение конкретных задач, тренинги на развитие коллективистских отношений. Очень любят ребята игры на свежем воздухе.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из важнейших задач. В течение года проводилась утренняя зарядка, физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Режим дня», «Твое здоровье – что это?», «Можно ли самому «творить здоровье?», «Сменная обувь – зачем она?», «Правила личной гигиены» помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил гигиены.
Ребята участвовали в школьных спортивных мероприятиях, занимая призовые места.
Велась систематическая работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность. («Моя любимая книга», «Загадки – это интересно», «Ребусы», «Поэтическая поляна», «Угадай сказочного героя»…). Мои ученики занимают призовые места в общешкольном конкурсе чтецов. Ребята были вовлечены в проектную деятельность. В течение годы защищались следующие проекты: «Обложка любимой книги», «Мохнатая азбука», «Сказки и пословицы».
Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс. Патриотическому и гражданскомувоспитанию содействовали следующие мероприятия: экскурсия «Как жители берегут родной посёлок», беседы «Мои права и обязанности», «Все работы хороши», тематические конкурсы рисунков.
Работа по экологии велась с интересом. Ребята участвовали в конкурсе «Умелые ручки», в акции «Помоги птицам»; походы в лес открывали для ребят загадки природы.
В целом все ребята активно принимали участие во всех школьных и классных мероприятиях.
Родители тоже принимали активное участие в жизни класса. Были проведены совместные мероприятия: «Праздник Букваря», праздник «Моя мама лучше всех», КВН «Чему мы научились за год»
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей.
В новом учебном году будет продолжена работа по основным направлениям. Цель остаётся прежней.
 
   Цель:
Приобретение опыта активного и дружного взаимодействия в коллективе.
Задачи:
  •  На основе изучения личности уч-ся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей
  • Воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
  • Воспитание у детей целостного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
  •  Формирование потребностей в творческой деятельности;
  • Укрепление связей с семьёй.
  В первый класс приходят дети такие разные, разобщённые. Они ссорятся, бесконечно жалуются друг на друга даже по пустякам. Первейшая задача учителя сплотить всех этих детей в дружный коллектив, включить каждого ученика в систему коллективных отношений. И формируются эти коллективные отношения не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной коллективной деятельности.
В первом классе часто прибегаю к играм ( и на уроках и во внеурочной деятельности). Это такие игры, как «Угадай, чей голосок», «Живые звуки», «Поддержи добрым словом», «Волшебное дерево» и другие. Такого рода игры помогают первоклассникам не только ближе узнать друг друга, но и видеть, замечать в своих одноклассниках хорошие качества, поступки.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с ребёнком, через которую стараюсь воспитать в нём самокритичность, привычку к объективной оценке своих и чужих поступков.
Целенаправленно формирую у детей навыки взаимодействия и сотрудничества в парах и группах. Так, используя групповую форму работы на уроках, отмечаю, что дети не только с интересом относятся к работе одноклассников, но и заинтересованы в том, чтобы она была успешной. Дети учатся анализировать свою и чужую работу, начиная анализ с положительной характеристики, а перечислять недостатки в корректной форме.
Чтобы научить детей сотрудничать, стараюсь решить несколько задач:
·  Создать у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу. Дети в итоге убеждаются, что делать что-то вместе приятно, интересно, часто выгодно. Потому что вместе можно сделатьгораздо лучше, больше, чем в одиночку. Объяснять это на словах малоэффективно, дети должны это понять на собственном опыте, прочувствовать.
·  Обучить детей правилам, которые помогут им эффективно взаимодействовать: обсуждать свои замыслы и планы, не вмешиваться в работу другого без согласия того, быть справедливым.
·  Обеспечить детям опыт совместной деятельности: учебной, игровой, физкультурно-оздоровительной и создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Из опыта мы с вами знаем, как трудно бывает некоторым детям в коллективе. Оказавшись в неблагоприятных условиях, ребёнок обретает комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность. Поэтому важно вести большую пропедевтическую работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, пониманию общечеловеческих ценностей.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на неё не имеет права никто. Другая ценность – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, – боготворение матери.
Родной дом, земля, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека. К числу общечеловеческих ценностей относится и природа. Все эти ценности понять и освоить сразу младшему школьнику трудно. Их постижение идёт и на уроках, и в чтении, и благодаря кино и телевидению. Но если каждый день и каждый час держать их в качестве стержневых ориентиров в жизни детского сообщества, они становятся регуляторами норм общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков.
И ещё очень важно для учителя соблюдение правил оценочной безопасности. Суть их в том, что даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. А весь список правил безопасности можно закончить правилом: «Взрослый, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки».
В содержание уроков и внеклассных мероприятий необходимо «вкраплять» коррекционная работу.
Например, виды работы, направленные на:
·  снятие конфликтности
- Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
·  Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
В классе проводится много мероприятий, праздников, конкурсов, коллективных творческих дел. Стараюсь, чтобы все они были содержательными, дающими информацию для ума и чувств детей. Продумывая их, определяю место и роль каждого ребёнка. По итогам проведения анализирую сама и приучаю самих детей анализировать проведённое мероприятиеделать выводы на будущее. Традицией стало проведение таких мероприятий, как
·  Театрализации ( «Как медведь трубку нашёл», «Птичья школа»)
·  Теле-шоу для родителей
- «Диалоги о воспитании»
- «Экстренные выпуски новостей»
Клуб «Белый попугай»
·  Конкурсные программы:
- «А вам слабо?»
- «Рекорды Гиннеса»
- Дни именинников
Организация таких мероприятий закономерно заставляет ребёнка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе складываются разные ситуации, диктующие определённые поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения. Дети делают маленькие шаги к управлению самими собой. У каждого ребёнка появляется поручение на определённый промежуток времени. Отражает это страничка в портфолио класса и рубрика в классном уголке «Вклад каждого в общее дело».
Очень весом в деле формирования детского коллектива вклад родителей.
- Родители – соорганизаторы мероприятий, поездок, экскурсий
- Родители – члены команд в мероприятиях-соревнованиях, конкурсах
- Родители – члены жюри
- Родители – участники сценок, выступлений
- Родители – соавторы презентаций, мероприятий
- Родители –редакторы стенгазет
Через специальные методики, наблюдения, мини-сочинения ведётся диагностика уровня сформированности детского коллектива.
Темы мини-сочинений:
- «Какой Я?»
- «Если бы у меня была волшебная палочка…»
- «Мои друзья»
- «Какой я друг?»
- «Каким я стал?»
- «Кому я хочу сказать спасибо
- «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейы, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Практически все дети посещают кружки, секции, студии. Несколько ребят учатся ещё и в музыкальной и художественной школах. Это тоже показатель того, что дети стремятся к общению в коллективах.
Учимся сотрудничать не только внутри своего класса, но и с другими коллективами: с классами в параллели, с ДОУ №30. Выходим на участие в общешкольных и районных мероприятиях.
В классном уголке отражено участие каждого ребёнка в конкурсах различного уровня. Дети могут сравнить свой рейтинг с прошлогодней информацией.
В процессе сотрудничества появляются признаки развития детского коллектива:
·  Постоянная готовность к действию, общению
·  Ощущение собственной значимости
·  Уважение друг к другу
Важна и позиция, которую занимает учитель. Слагаемыми, ведущими к результату, являются:
Разумное сочетание педагогического руководства с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, с их желанием проявить инициативу и действовать самостоятельно Не подавление, а умелое направление активности детей, дозирование помощи Включение коллектива класса в общешкольную деятельность
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»