Воспитательная работа в школе
Захаркина Татьяна Ивановна
Воспитательная работа – одно из самых важных направлений в школе, если не сказать, что самое главное. Ведь учителя призваны не только качественно и доступно передавать знания, но и положительно влиять на формирование личности ученика, способствуя его всестороннему развитию, укреплению здоровья, нравственности. Воспитательная система класса
Занимаясь планированием воспитательной работы в классе, классный руководитель должен строить её на системном подходе.
Воспитательная система класса — это педагогическая работа, которая направлена на организацию жизнедеятельности учеников класса и их воспитания, построенная на целостной и упорядоченной совокупности компонентов для развития каждой личности ученика и класса в целом.
Педагоги выделяют следующие противоречия, которые могут появиться в любом классе:
- нетерпимость учеников друг к другу
- эгоизм
- сложности в межличностном общении между учениками
- нежелание и неумение делать что-то полезное на общее благо
- агрессия и нервозность детей.
РЕКЛАМА
- создать пространство, в котором каждый ученик мог ощущать себя как личность, беспрепятственно общаясь и успешно получая знания
- каждый ребёнок мог бы максимально раскрыть свои задатки и способности, улучшить и приобрести новые положительные качества характера.
Цели воспитательной системы класса
- Развитие гармоничной разносторонней личности учащихся.
- Воспитание человека, обладающего высокой культурой и творческим потенциалом.
- Содействие формированию культуры общения между учениками.
- Создание условий для оптимального раскрытия творческих способностей каждого ребёнка.
- Осуществление правильного нравственного воспитания школьников.
- Воспитание сознательного отношения к обучению и потребности в самостоятельной познавательной деятельности.
- Воспитание толерантности.
- Формирование и раскрытие индивидуальности каждого воспитанника.
- Сплочение классного ученического коллектива.
- Создание условий для выработки собственного мнения у каждого ученика.
- Помощь в профессиональной ориентации.
- Формирование у учащихся понятия о приоритете здорового образа жизни.
Ценность классного руководителя в том, что именно он помогает учащимся не только учиться, но и включаться в различные коллективные виды деятельности, а также совместно решать проблемы. Каждый педагог должен организовывать воспитательную работу в классе на основании возрастных особенностей учеников, их интересов и предпочтений.
Направления работы с учащимися
При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:
- познавательно-информационное, интеллектуальное
- историко-патриотическое, краеведческое
- трудовое
- профориентационное
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- экологическое
- духовно-нравственное.
Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:
- обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры
- проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей
- активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы
- развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления
- анализировать уровень учебной работы учащихся
- осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
- по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.
Конец дошкольного периода и начало школьного — это стресс для ребёнка и дополнительные нагрузки. Малыш не сразу становится школьником, ведь ему сложно моментально стать усидчивым, внимательным, сосредоточенным, исполнительным, готовым воспринимать большие пласты новой информации. Всему этому нужно постепенно учить. Ввиду этих особенностей развития младшего школьника, воспитательная работа должна быть направлена на облегчение адаптационного периода ребёнка, повышения его обучаемости.
В начальной школе один из необходимых аспектов воспитательной работы — взаимодействие с семьёй ребёнка. Родители в содружестве с педагогом будут вместе идти к цели успешной адаптации маленького ученика и облегчения его обучения. В начальной школе от родителей также зависит:
- режим дня ученика
- выполнение домашнего задания
- правильное питание
- физическая активность.
Важными направлениями воспитания младших школьников также являются:
- воспитание самостоятельности
- овладение навыками дисциплины
- приучение к труду, к выполнению домашних обязанностей
- развитие навыков самоорганизации.
У младших школьников уже формируются склонности к отдельным видам деятельности, областям знаний. На этом этапе учителю важно не вести профильное обучение, а обучать ребёнка всесторонне.
Немаловажно и патриотическое воспитание. В начальной школе оно направлено на осознание своей значимости, формирование чувства любви к родине.
Не следует забывать и о физическом воспитании учеников, так как именно в этот период у детей развивается скелет, формируется осанка и т. д. Детей нужно привлекать к соблюдению здорового образа жизни, учить бороться с ленью и слабостью. Всё это будет направлено на формирование самодисциплины и воли.
Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который создаётся педагогами, родителями, учащимися. Качественная воспитательная работа охватывает множество направлений деятельности, способствующих оптимальному развитию личности воспитанника, формированию его индивидуальности, раскрытию творческого потенциала. Помните, что от педагога во многом зависит, какое отношение к миру сформируется у ребёнка.