Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод арт-терапии в развитии личности у детей с нарушением речи

Алексова Арина Витальевна
Аннотация:статья посвящена актуальному вопросу поиска способов личностного развития детей с ОВЗ, в частности детей с нарушениями речи.В настоящее время значительно возрастает количество детей-логопатов с проблемами в личностном развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.
Ключевые слова:арт-терапия, речевые нарушения, коррекция, личность. 
Исходя из того, что диагностика особенностей развития личности дошкольников с речевыми нарушениями должна осуществляться в комплексе, комплексной должна быть и коррекция. Для этого педагог, психолог и логопед должны использовать различные методы и приемы.
Включение детей в различные виды деятельности (учебную, трудовую, игровую, продуктивную и пр.) способствует становлению нормальной адекватной самооценки и является социокультурным процессом, который предусматривает систематичность и последовательность. Однако наличие речевого дефекта,  неэффективность в вербальной деятельности могут нанести самооценке и самосознанию ребенка значительный ущерб. В результате этого у детей может проявляться страхи, замкнутость, тревожность и агрессивность по отношению в окружающим.
В настоящее время для коррекции эмоционально- личностных проблем у детей активноиспользуется метод - арт-терапии. Известно, что арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, которую на сегодня активно применяют в практике коррекции психоэмоционального состояния дошкольников.
Применение арт-терапии активизирует  творческое самовыражение личности, что способствеут исцелению психики, формированию потребности в самоактуализации и самопознании. Данный подход эффективно используется с целью лечения страхов и фобий, депрессий и неврозов. Наиболее впечатляющие результаты арт-терапия позволяет получить во время сильного стресса, поскольку эффект можно наблюдать практически сразу. Вместе с тем арт-терапия является универсальным методом, который не обязательно нужно использовать лишь тогда, когда у человека возникают проблемы. 
 
Педагоги в своей работе активно используют арт-терапию. Так в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате, г. Коврове выбрали три её направления, которые, на их взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе.Это: «Ниткография», «Ниткопись», «Изонить».
 Блок: «Ниткографии»  используется педагогами с целью  развития мелкой моторики рук, совершенствования ручной моторики, способствующей активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.
Блок: «Ниткопись» применяется с целью   способствовать развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять, обсуждать готовые работы, укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.
А блок  «Изонить»   способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса.
Данные техники заключают в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Педагоги, занимаясь этими техниками, видят, что дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая с этими техниками, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры.
Таким образом, применение различных видов арт-терапии имеет огромный потенциал в повышении уровня психического здоровья у детей с нарушениями речи.
Список литературы:
1.Подольская, О.А. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. - Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. - 212 с. 
2. Специальная педагогика / под ред. Г. Ушамирской. - М. : Студенческая наука, 2012. - Ч. 2. Сборник студенческих работ. - 217 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»