Создание системы воспитательной работы в школе
1. Учебно-познавательное
2. Дополнительное образование.
3. Трудовое воспитание
4. Гражданско-патриотическое воспитание.
5. Спортивно-оздоровительное воспитание.
6. Учет детей, которые могут попасть в беду.
7. Правовое просвещение.
8. Культурно-просветительское направление
9. Экологическое просвещение
10. Формирование основ для введения школьного самоуправления.
11. Нравственно-этическое воспитание.
12. Семья – опора воспитательной системы.
13. Профориентационная деятельность.
Рассмотрим ключевые моменты воспитательной системы школы.
Подпрограмма "Здоровье"
Приоритетным направлением воспитательной системы школы является укрепление здоровья учащихся. В центре внимания работы школы было и остается здоровье детей. Мы считаем, что здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а физиологическое и духовное здоровье ребенка - важнейшая социальная ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем, поэтому охрана здоровья в любом общеобразовательном учреждении превращается, сегодня в одно из приоритетных направлений школы.
Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Задачи:
Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;
Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
Ключевые дела:
Осенний и весенний кросс
Турслёты
«Декада здоровья»
Конкурс «На самый спортивный класс»
Безопасное колесо
Моя программа здоровья (защита проекта)
Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты, весёлые старты
Экскурсии на природу
Уроки безопасности
Шахматно-шашечный турнир
Классные часы
Лыжные гонки
Физкультминутки, утренняя зарядка
-
Медосмотр учащихся школ
Подпрограмма «Наш дом - Россия»
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.
Задачи:
Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы т. д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
-
Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям.
Ключевые дела:
Игра «Зарница»;
Конкурс патриотической песни;
Историко-литературный концерт к 9 мая «Посвящается героям Великой Отечественной войны»;
Митинг и вахта памяти ко Дню Победы у обелиска в с.Быхово
Уроки мужества;
Традиционный календарь (день прав человека, день конституции, день независимости России и т. д.);
Работа и экскурсии в районном музее
Операции «Чистый обелиск»; «Чистый берег»; «Чистая дорога в школу»
Заочные экскурсии по историческим местам России «Русь златоглавая»;
Классные часы
Программы, посвященные памяти выпускникам школ района, погибшим при исполнении служебного долга;
День матери
Краеведческие викторины
-
Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности и т. д.
Подпрограмма «Родительский дом"
Роль семьи в воспитательной системе школы
К сожалению, в последние годы работать с родителями становится все труднее в силу разных причин. Отчасти перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями: традиционные родительские собрания – монологи классного руководителя, педагогические лектории, вызовы родителей в школу, посещение семей учащихся... Порой ведутся разговоры (в том числе и в управленческих кругах) о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей – дело семьи.
Главная цель такой работы сводится к организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания.
Отсюда вытекают задачи:
- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
- правовое просвещение родителей;
- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
- совместная со школой организация социальной защиты детей;
- организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.
Если говорить о содержании работы, то можно выделить основные направления:
1. Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей.
2. Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования: Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Декларацией прав человека и ребенка, Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, правилами для учащихся и др.
3. Совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции). Участие родителей в делах школы (походы, экскурсии, коллективные творческие дела);
4. Совместное оценивание уровня воспитанности детей;
5. Совместная оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья);
6. Забота о многодетных и малообеспеченных семьях;
7. Участие в формировании условий для введения и последующей активизации школьного самоуправлении;
Успешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога и очень важно, чтобы при решении проблемы чувствовалась искренняя заинтересованность, доброжелательность, атмосфера спокойного подхода обеих сторон.
Ключевые дела:
Семейный конкурс « Папа, мама, я – спортивная семья»;
Семейный конкурс « Вместе с мамой» к Дню матери;
Общешкольные родительские собрания;
Самая читающая семья (конкурс);
Семейный конкурс « Моя семья – музею школы»;
Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье» (5-9 класс);
Конкурс рисунков «Моя семья» (1-7 класс);
День открытых дверей;
Вечера встречи поколений « Нам 140»;
Вечер от всей души к 8 марта «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;
Конкурс на лучшую семейную фотографию «Это я, это я, это - вся моя семья!»;
Семейные спортивно-оздоровительные мероприятия «Всем народом - на природу»;
Выставка работ «Мамины руки не знают скуки»
Участие в районном конкурсе «Подарок для мамы» и т. д.
Подпрограмма "Мир вокруг нас"
Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека
Задачи:
Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;
Формировать умения и навыки экологического поведения;
Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека
Ключевые дела:
«Осенний праздник»
Турслеты
Мини-спектакли на экологическую тему.
Праздник Земли
«День птиц»
Акция «Чистый берег»
Акция «Мой школьный двор самый чистый»
Экологические десанты
Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической направленности
Работа на учебно-опытном участке
Интеллектуальные игры, викторины
Классные часы
Экскурсии
Выставка поделок из природного материала «Золотая осень»
Общешкольный конкурс стенгазет и рисунков на тему «Сохраним планету голубой и зеленой» (1-9 классы).
Подпрограмма "Традиции"
Реализуя содержание воспитательной работы с воспитанниками и учащимися, ОУ опирается на сложившиеся за долгие годы традиции.
Цель: формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.
Задачи:
Формировать представления об теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;
Формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности;
Воспитывать творческие потребности и способности
Ключевые дела:
День Знаний, Последний звонок
Фестиваль школьных талантов
Народные праздники (Масленица, Крещение.Колядки и т. д.)
День матери
Месячники и предметные недели
Мастерская Деда Мороза
Парад профессий
День открытых дверей
Конкурс «Безопасное колесо»
Конкурсы и КТД
Неделя детской книги
« Посвящение в первоклассники»
Концерт, вахта памяти, митинг к 9 мая
-
Операция «Чистый обелиск» и другие
Цель: формирование профессионального самоопределения
Задача:
Формирование осознанных представлений о мире труда и профессий;
Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.
Ключевые дела:
Конкурсы «Хозяюшка», «Умелые и находчивые»;
Парад профессий
Встреча с интересными людьми;
Классные часы;
Экскурсия на предприятия и учреждения села, города;
Работа спортивных секций, творческих объединений, кружков по интересам:
Оформление уголка профориентации4
Работа с центром занятости;
Организация предпрофильной (9класс) и профильной, а также работа идет в следующих направлениях:
Направления
Формы и методы воспитательной работы
1. Культурно-просветительское воспитание.
1. Просмотр фильмов.
2. Беседы по правилам дорожного движения.
3. Посещение театров, выставок, классных часов в доме культуры.
4. «Царство королевы Книги» (праздник для начальной школы).
5. Неделя детской книги.
6. Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
7. Экскурсии в школьный, районный музеи.
8. Дни русских ремесел.
2. Нравственно-правовое
1.Классные часы «Моя семья» (1-9 классы).
2. Беседы с учащимися 7-9 классов с целью предупреждения правонарушений (по линии РОВД).
3. Классные часы «Конвенция о правах ребенка» (1-9 классы).
4. Операция «Милиция и дети» (беседы с учащимися по линии РОВД).