Я поведу тебя в музей
Алимова Ирина Николаевна
Цель – дать понимание сущности музея, историю его происхожденияЗадачи
- определить степень знакомства и уровень понимания детьми сущности музея;
- познакомить с музейными терминами;
- познакомить с основами музейной культуры.
Ход занятия
Какие сказочные средства передвижения помогают человеку переместиться в другую страну, в другое время? (ответы детей – ковер-самолет, машина времени… )
Существует ли машина времени в действительности? (ответы детей)
Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
- Она похожа на дом, но дом необычный.
- В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
- Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
- Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.
Учитель: - это музей.
Учитель: Скажите ребята, были ли вы в каких-нибудь музеях?
Ответ детей: были
Учитель: расскажите, что вы там видели? (Дети рассказывают о музеях, в которых они были. Учитель дополняет ответы детей. Рассказывает подробнее о некоторых музея города)
Учитель: Видите ребята, в разных музеях показывают разные предметы. А что же означает само слово музей? (ответ детей: дом с разными предметами, там их показывают, хранят…)
Учитель: Слово музей - греческое, происходит от слова музейон - храм муз.
Муза – это лицо, пробуждающее творческое вдохновение у деятелей искусств или наук.
Презентация.
Давным–давно в Др. Греции жили люди. Они не знали, что есть Единый Бог Иисус Христос. Они полагали, что богов много, и каждому делу, каждый профессии помогает, защищает свой бог.
Все боги Др. Греции живут на горе Олимп. Главнейший из них – Зевс. (слайд 3).
У этого бога есть жена Мнемозина. Она богиня памяти. У них родились 9 дочерей и 1 сын (слайд 4). 9 дочерей – 9 муз. И сын – Аполлон – бог всех искусств.
Греки почитали муз как богинь-покровительниц творческой деятельности и наук. Всем им возводили храмы – в центре статуя богини или бога, чтобы их помнили и почитали. Вокруг колонны на них держатся крыша. Такие храмы называются «мусейоны». (слайд 5) От греческого слова «мусейон» - храм науки и искусств. От этого слова образовалось слова музей.
Один из мусейонов мы сейчас увидим. Это храм Аполлона в Бассах. Др. Греция. Расскажите, что вы видите? Почему здание старое? (слайд 6)
Этот храм работы датируется 430 гг. до н.э. и был построен обитателями Фигалии в благодарность Аполлону за избавление от бед.
Вернемся в наше время.
Знакомство с музейными терминами
Учитель:- Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?» (ответы детей: Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)
-А как выдумаете, какие бывают музеи? (ответы детей)
На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
- художественные,
- исторические,
- естественнонаучные,
- технические,
- литературные,
- мемориальные,
- краеведческие.
Учитель: - Как вы думаете, зачем хранить старые предметы, может быть их лучше выбросить?(ответы детей: чтобы люди знали об своей истории…)
Учитель: - Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:
- любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»;
- уникальное создание природы;
- предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии;
- прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Учитель: - Причин много:
- Красота - родная, русская или чужая, иноземная. Например одежда.
- Память:
- о важном событии, (корона Екатерины 2)
- о великом или ужасном человеке ( перо, которым писал А. С. Пушкин)
- об обычаях, образе жизни (предметы сельского хозяйства)
- Мастерство -технический прогресс.
- Древность (статуи)
- Диковинка, редкость (раритет).
- Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ)
Человек, который показывает предметы и рассказывает о них – экскурсовод, он ведет экскурсию – это значит путешествие. Экскурсовод показывает нам дорогу по залам музея. Рассказываем нам удивительные истории, которые происходили с музейными экспонатами.
Правила поведения в музее
Учитель: - Знаете ли вы, как надо вести себя в музее. (ответы детей: тихо, спокойно…)
Учитель: - Посещение музея требует от посетителя знания и соблюдения особого этикета:
- Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т.п.).
- По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
- Признаком дурного тона считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов.
- Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
- Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
- Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
- В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Рефлексия
Что сегодня вы узнали нового?
В каких музея ты бы хотел побывать?
Нарисуйте, любой предмет, который должен находиться в музей. И расскажите нам на следующем уроке, почему он должен быть там.
Дополнительный материал о музеях города
Военно-исторический музей артиллерии
Напротив Петропавловской крепости находится Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Он был основан в 1703 году по приказу Петра I. Сначала это был Цейхгауз — военный склад для хранения оружия и снаряжения.
Согласно указу сюда со всей России доставляли наиболее ценные и интересные артиллерийские орудия и другие виды вооружения, а также униформу различных войск, знамёна, в том числе и трофейные. Эта военная коллекция сперва располагалась в бастионах Петропавловской крепости.
В середине XIX века на противоположном берегу Кронверкского пролива для прикрытия Петропавловской крепости с суши были вырыт ров и созданы земляные укрепления. По форме они напоминали корону, поэтому всю территорию и её главное сооружение в виде подковы назвали Кронверк.
Внутренний двор отгородили кирпичной стеной с бойницами. Сюда и перевели военную коллекцию, которая начала существовать как музей. Сейчас Военно-исторический музей артиллерии — один из самых крупных в мире.
Здесь можно познакомиться с историей Кронверка Петропавловской крепости, узнать о русской артиллерии разных времён. Экспозиции музея расскажут о Петре Великом, знаменитом пушечном мастере А. Чохове, о событиях Отечественной войны 1812 года, об истории ракетного вооружения России и многом другом.
Эрмитаж
Эрмитаж — крупнейший художественный и культурно-исторический музей России и всего мира. Это один из символов Санкт-Петербурга. Датой зарождения Эрмитажа считается 1764 год. Тогда Екатерина II приобрела большую коллекцию картин голландских и фламандских художников. Она и положила начало собраниям Эрмитажа в стенах Зимнего дворца, построенного архитектором Ф.-Б. Растрелли.
Сначала картины размещались только в комнатах императрицы. Отсюда появилось необычное название музея — Эрмитаж (от французского слова — место уединения). Позже Екатерина II приобрела в Париже целую картинную галерею.
По указу императрицы всё чаще в Северную столицу стали прибывать купленные за границей живописные полотна, античные статуи, сервизы, оружие, книги. Их собралось так много, что дворцовые покои стали тесными. По заказу императрицы построили здания Малого и Большого Эрмитажей, Эрмитажный театр.
Позднее к этим зданиям прибавилось ещё одно — Новый Эрмитаж. Оно знаменито тем, что его подъезд со стороны Миллионной улицы украсили десять огромных фигур атлантов из гранита.
Дело Екатерины II продолжил её внук Александр I. Тогда собрание Эрмитажа обогатилось уникальными живописными полотнами фламандских, итальянских и голландских художников.
Следущие цари продолжили дело Екатерины II и тоже заботился о пополнении собрания художественных ценностей.
Сегодня Эрмитаж — один из самых богатых музеев мира. В нём собрано около трёх миллионов бесценных экспонатов. Они рассказывают о культуре и искусстве различных эпох и народов. Выставки музея охватывают периоды с каменного века до наших дней.
Этнографический музей
Ещё один интересный музей — Этнографический. Здание было построено в начале XX века архитектором В. Свиньиным. Строилось оно специально для показа этнографических коллекций многочисленных народов России.
Планировка и интерьеры залов были продуманы заранее. Это создаёт особую атмосферу при осмотре музея. В Германии была заказана специальная мебель, которая сохранилась до настоящего времени.
Центральный выставочный зал музея — Мраморный зал. Для его отделки использован карельский розовый мрамор, а плафон на потолке сделан из хрустальных плит. Зал обрамляют рельефные изображения различных народов России.
Попав в Этнографический музей, можно совершить путешествие во времени, потому что его коллекции рассказывают о традиционных занятиях и ремёслах тех народов, которые жили в России в разные времена.
Среди экспонатов есть уникальные ковры и керамика, вышивка и кружева, коллекции резного и расписного дерева. В залах размещены жилые постройки в натуральную величину, средства передвижения и предметы упряжи разных народов. В витринах можно увидеть музыкальные инструменты, ювелирные изделия и холодное оружие. В музее собрана коллекция украшений, традиционной обуви и национальной одежды всех народов. Кроме повседневной и рабочей одежды в витринах выставлена обрядовая и праздничная одежда. Очень интересна коллекция игрушек из самых разнообразных материалов.
При музее открыта «Школа ремёсел». Здесь можно научиться гончарному делу, художественной росписи, плетению из лозы или бересты и другим интересным ремёслам.
Музей А.С.Пушкина
Всероссийский музей А. С. Пушкина — старейший литературный музей и самый большой в России, посвящённый жизни и творчеству великого поэта. Он был основан благодаря членам пушкинской семьи, его друзьям и товарищам по учёбе в Лицее.
Датой основания музея считается 1879 год. Первоначально он находился при Лицее. В 1925 году был создан музей-квартира А.Пушкина на набережной реки Мойки в особняке Волконских, во дворе которого позже установили памятник поэту.
В этом доме в 1837 году Пушкин скончался после смертельного ранения на дуэли. На основе исторических документов и воспоминаний друзей квартира воссоздана в первоначальном виде.
В музее хранится огромное количество экспонатов, имеющих отношение к поэту и его времени. Особую ценность имеют личные вещи А.Пушкина. Среди них — часы, которые были с поэтом во время последней дуэли, сабля, которую ему подарили на Кавказе, золотой перстень с изумрудом, жилет, в котором поэт был на дуэли, и другие интересные вещи.
Также здесь можно увидеть первые издания его произведений, очень редкие книги с автографами, прижизненные портреты Пушкина, портреты родственников и друзей. Отдельную коллекцию составляют первые посмертные изображения А. Пушкина: скульптурные портреты и картины. В собрании музея хранится большая коллекция мебели и предметов быта пушкинской эпохи.
Музей хлеба
Единственный в России Музей хлеба находится в Санкт-Петербурге. Он был открыт в 1988 году. Здесь собран уникальный материал об истории появления и производстве хлеба на Руси. Коллекции музея показывают жизнь и быт наших предков через многовековую историю хлеба, а также развитие хлебопечения в Санкт-Петербурге со времён Петра I до наших дней.
Хлеб стал источником жизни, символом труда и гостеприимства. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», «Плох обед, коли хлеба нет, а будет хлеб — будет и веселье». Музей с радостью встречает своих гостей витринами с аппетитными образцами выпечки разных народов и мельницей, сделанной из сушек.
В музее можно увидеть различные инструменты хлебопёков, формы для выпечки, вафельницы, пряничные доски, коллекцию самоваров и пасхальных принадлежностей.
Привлекают к себе внимание старые вывески заведений, которые торговали хлебобулочной и кондитерской продукцией, кулинарные книги и оригинальные меню петербургских ресторанов и кондитерских. Уникальна коллекция всевозможных упаковочных коробок, этикеток и рекламы кондитерских фирм XIX—XX веков.
Проходя по залам музея, можно увидеть крестьянскую избу с русской печкой, мелочную лавку со всем необходимым для производства хлеба и торговли им, уголок кафе, кухню с разнообразной утварью, булочную конца XX века и даже хлеб для космонавтов.
Есть в музее экспозиция, посвящённая блокаде Ленинграда. Здесь можно увидеть хлебные карточки и паёк блокадного хлеба. Он был испечён уже в наше время по военному рецепту из овсяной муки, жмыхов и мучной пыли.