Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Я поведу тебя в музей

Алимова Ирина Николаевна
Цель – дать понимание сущности музея, историю его происхождения
Задачи
-  определить степень знакомства и уровень понимания детьми сущности музея;
- познакомить с музейными терминами;
- познакомить с основами музейной культуры.
Ход занятия
Какие сказочные средства передвижения помогают человеку переместиться в другую страну, в другое время? (ответы детей – ковер-самолет, машина времени… )
Существует ли машина времени в действительности? (ответы детей)
Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
  1. Она похожа на дом, но дом необычный.
  2. В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
  3. Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
  4. Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.
- Кто догадался, что это за «машина»? (ответы детей)
Учитель: - это музей.
Учитель: Скажите ребята, были ли вы в каких-нибудь музеях?
Ответ детей: были
Учитель: расскажите, что вы там видели? (Дети рассказывают о музеях, в которых они были. Учитель дополняет ответы детей. Рассказывает подробнее о некоторых музея города)
Учитель: Видите ребята, в разных музеях показывают разные предметы. А что же означает само слово музей? (ответ детей: дом с разными предметами, там их показывают, хранят…)
 Учитель: Слово музей - греческое, происходит от слова музейон - храм муз.
Муза – это  лицо, пробуждающее творческое вдохновение у деятелей искусств или наук.
Презентация.
Давным–давно в Др. Греции жили люди. Они не знали, что есть  Единый Бог Иисус Христос. Они полагали, что богов много, и каждому делу, каждый профессии помогает, защищает свой бог.
Все боги Др. Греции живут на горе Олимп. Главнейший из них – Зевс. (слайд 3).
У этого бога есть жена Мнемозина. Она богиня памяти. У них родились 9 дочерей и 1 сын (слайд 4). 9 дочерей – 9 муз. И сын – Аполлон – бог всех искусств.
Греки почитали муз как богинь-покровительниц творческой деятельности и наук. Всем им возводили храмы – в центре статуя богини или бога, чтобы их помнили и почитали.  Вокруг колонны на них держатся крыша. Такие храмы называются «мусейоны». (слайд 5) От греческого слова «мусейон» - храм науки и искусств. От этого слова образовалось слова музей.
Один из мусейонов мы сейчас увидим. Это храм Аполлона в Бассах. Др. Греция. Расскажите, что вы видите? Почему здание старое? (слайд 6)
Этот храм работы датируется 430 гг. до н.э. и был построен обитателями Фигалии в благодарность Аполлону за избавление от бед.
Вернемся в наше время.
Знакомство с музейными терминами
Учитель:-  Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?» (ответы детей: Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.)
-А как выдумаете, какие бывают музеи? (ответы детей)
На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
  • художественные,
  • исторические,
  • естественнонаучные,
  • технические,
  • литературные,
  • мемориальные,
  • краеведческие.
Каждый музей гордиться своими экспонатами. Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
Учитель: - Как вы думаете, зачем хранить старые предметы, может быть их лучше выбросить?(ответы детей: чтобы люди знали об своей истории…)
 
Учитель: - Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:
  • любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»;
  • уникальное создание природы;
  • предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии;
  • прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Учитель: - Почему вещи попадают в музей? (ответы детей: они стали старые, не нужные….)
Учитель: - Причин много:
  1. Красота - родная, русская или  чужая, иноземная. Например одежда.
  2. Память:
    - о важном событии, (корона Екатерины 2)
    - о великом или ужасном человеке ( перо, которым писал А. С. Пушкин)
    - об обычаях, образе жизни (предметы сельского хозяйства)

     
  3. Мастерство -технический прогресс.
  4. Древность (статуи)
  5. Диковинка, редкость (раритет).
  6. Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ)
Место, где  показывают музейные экспонаты - называют выставка, экспозиция.
Человек, который показывает предметы и рассказывает о них – экскурсовод, он ведет экскурсию – это значит путешествие. Экскурсовод показывает нам дорогу по залам музея. Рассказываем нам удивительные истории, которые происходили с музейными экспонатами.
Правила поведения в музее
Учитель: - Знаете ли вы, как надо вести себя в музее. (ответы детей: тихо, спокойно…)
Учитель: - Посещение  музея требует от посетителя знания и соблюдения особого этикета:
  •        Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т.п.).
  •        По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо.
  •        Признаком дурного тона считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов.
  •        Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место.
  •        Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается.
  •        Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии.
  •        В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
 
Рефлексия
Что сегодня вы узнали нового?
В каких  музея ты бы хотел побывать?
Нарисуйте, любой предмет, который должен находиться в музей. И расскажите нам на следующем уроке, почему он должен быть там.
 
 
Дополнительный материал о музеях города
Военно-исторический музей артиллерии
Напротив Петропавловской крепости находится Му­зей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Он был основан в 1703 году по приказу Петра I. Сначала это был Цейхгауз — военный склад для хранения ору­жия и снаряжения.
Согласно указу сюда со всей России доставляли наиболее ценные и интересные артиллерийские ору­дия и другие виды вооружения, а также униформу различных войск, знамёна, в том числе и трофейные. Эта военная коллекция сперва располагалась в басти­онах Петропавловской крепости.
В середине XIX века на противоположном берегу Кронверкского пролива для прикрытия Петропавлов­ской крепости с суши были вырыт ров и созданы зем­ляные укрепления. По форме они напоминали коро­ну, поэтому всю территорию и её главное сооружение в виде подковы назвали Кронверк.
Внутренний двор отгородили кирпичной стеной с бойницами. Сюда и перевели военную коллекцию, которая начала существовать как музей. Сейчас Во­енно-исторический музей артиллерии — один из самых крупных в мире.
Здесь можно познакомиться с историей Кронверка Петропавловской крепости, узнать о русской артилле­рии разных времён. Экспозиции музея расскажут о Петре Великом, знаменитом пушечном мастере А. Чохове, о событиях Отечественной войны 1812 года, об истории ракетного вооружения России и многом другом.
 
Эрмитаж
Эрмитаж — крупнейший художественный и культур­но-исторический музей России и всего мира. Это один из символов Санкт-Петербурга. Датой зарождения Эрми­тажа считается 1764 год. Тогда Екатерина II приобрела большую коллекцию картин голландских и фламанд­ских художников. Она и положила начало собрани­ям Эрмитажа в стенах Зимнего дворца, построенного архитектором Ф.-Б. Растрелли.
Сначала картины размещались только в комнатах императрицы. Отсюда появилось необычное название музея — Эрмитаж (от французского слова — место уеди­нения). Позже Екатерина II приобрела в Париже целую картинную галерею.
По указу императрицы всё чаще в Северную столицу стали прибывать купленные за границей живописные полотна, античные статуи, сервизы, оружие, книги. Их собралось так много, что дворцовые покои стали тес­ными. По заказу императрицы построили здания Мало­го и Большого Эрмитажей, Эрмитажный театр.
Позднее к этим зданиям прибавилось ещё одно — Новый Эрмитаж. Оно знаменито тем, что его подъ­езд со стороны Миллионной улицы украсили десять огромных фигур атлантов из гранита.
Дело Екатерины II продолжил её внук Александр I. Тогда собрание Эрмитажа обогатилось уникальными живописными полотнами фламандских, итальянских и голландских художников.
 
Следущие цари продолжили дело Екатерины  II и тоже заботился о пополнении собрания художественных ценностей.
Сегодня Эрмитаж — один из самых богатых музеев мира. В нём собрано около трёх миллионов бесценных экспонатов. Они рассказывают о культуре и искусстве различных эпох и народов. Выставки музея охватывают периоды с каменного века до наших дней.
Этнографический музей
Ещё один ин­тересный музей — Этнографический. Здание было по­строено в начале XX века архитектором В. Свиньиным. Строилось оно специально для показа этнографиче­ских коллекций многочисленных народов России.
Планировка и интерьеры залов были продуманы заранее. Это создаёт особую атмосферу при осмотре музея. В Германии была заказана специальная мебель, которая сохранилась до настоящего времени.
Центральный выставочный зал музея — Мраморный зал. Для его отделки использован карельский розовый мрамор, а плафон на потолке сделан из хрустальных плит. Зал обрамляют рельефные изображения различ­ных народов России.
Попав в Этнографический музей, можно совершить путешествие во времени, потому что его коллекции рассказывают о традиционных занятиях и ремёслах тех народов, которые жили в России в разные времена.
Среди экспонатов есть уникальные ковры и кера­мика, вышивка и кружева, коллекции резного и рас­писного дерева. В залах размещены жилые постройки в натуральную величину, средства передвижения и предметы упряжи разных народов. В витринах можно увидеть музыкальные инструменты, ювелирные изделия и холодное оружие. В музее собрана коллекция украшений, традицион­ной обуви и национальной одежды всех народов. Кроме повседневной и рабочей одежды в витринах выставлена обрядовая и праздничная одежда. Очень интересна кол­лекция игрушек из самых разнообразных материалов.
При музее открыта «Школа ремёсел». Здесь можно научиться гончарному делу, художественной росписи, плетению из лозы или бересты и другим интересным ремёслам.
 
Музей А.С.Пушкина
 Всероссийский музей А. С. Пушкина — старейший литературный музей и самый большой в России, по­свящённый жизни и творчеству великого поэта. Он был основан благодаря членам пушкинской семьи, его друзьям и товарищам по учёбе в Лицее.
Датой основания музея считается 1879 год. Перво­начально он находился при Лицее. В 1925 году был создан музей-квартира А.Пушкина на набережной ре­ки Мойки в особняке Волконских, во дворе которого позже установили памятник поэту.
В этом доме в 1837 году Пушкин скончался после смертельного ранения на дуэли. На основе историче­ских документов и воспоминаний друзей квартира вос­создана в первоначальном виде.
В музее хранится огромное количество экспона­тов, имеющих отношение к поэту и его времени. Осо­бую ценность имеют личные вещи А.Пушкина. Среди них — часы, которые были с поэтом во время послед­ней дуэли, сабля, которую ему подарили на Кавказе, золотой перстень с изумрудом, жилет, в котором поэт был на дуэли, и другие интересные вещи.
Также здесь можно увидеть первые издания его произведений, очень редкие книги с автографами, при­жизненные портреты Пушкина, портреты родственников и друзей. Отдельную коллекцию составляют первые посмерт­ные изображения А. Пушкина: скульптурные портреты и картины. В собрании музея хранится большая кол­лекция мебели и предметов быта пушкинской эпохи.
 
Музей хлеба
Единственный в России Музей хлеба находится в Санкт-Петербурге. Он был открыт в 1988 году. Здесь собран уникальный материал об истории появления и производстве хлеба на Руси. Коллекции музея по­казывают жизнь и быт наших предков через многове­ковую историю хлеба, а также развитие хлебопечения в Санкт-Петербурге со времён Петра I до наших дней.
Хлеб стал источником жизни, символом труда и го­степриимства. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», «Плох обед, коли хлеба нет, а будет хлеб — бу­дет и веселье». Музей с радостью встречает своих гостей витринами с аппетитными образцами выпечки разных народов и мельницей, сделанной из сушек.
В музее можно увидеть различные инструменты хле­бопёков, формы для выпечки, вафельницы, пряничные доски, коллекцию самоваров и пасхальных принадлеж­ностей.
Привлекают к себе внимание старые вывески заведе­ний, которые торговали хлебобулочной и кондитерской продукцией, кулинарные книги и оригинальные меню петербургских ресторанов и кондитерских. Уникальна коллекция всевозможных упаковочных коробок, этике­ток и рекламы кондитерских фирм XIX—XX веков.
Проходя по залам музея, можно увидеть крестьян­скую избу с русской печкой, мелочную лавку со всем необходимым для производства хлеба и торговли им, уголок кафе, кухню с разнообразной утварью, булоч­ную конца XX века и даже хлеб для космонавтов.
Есть в музее экспозиция, посвящённая блокаде Ле­нинграда. Здесь можно увидеть хлебные карточки и паёк блокадного хлеба. Он был испечён уже в наше время по военному рецепту из овсяной муки, жмыхов и муч­ной пыли.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»