Нравственное воспитание младших школьников
в учебно-воспитательном процессе с помощью игры
Банькова Анна Викторовна
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Главная роль в нравственном воспитании отведена школе и педагогу, последний является примером для детей, именно он должен подготовить их к жизни и общественному труду.Ключевые слова: нравственное воспитание, мораль, внутренние духовные качества, нормы нравственности, учащиеся, педагог.
Во все времена люди очень ценили нравственную воспитанность, и происходящие в стране экономико-социальные изменения, очень меняют наше поколение не в лучшую сторону, и заставляют нас мыслить о будущем нашей страны и будущего поколения. В данное время измяты нравственные ориентиры, и мы обвиняем наше поколение во враждебности и без веровании. Проведенный нами анализ работ по данной проблеме позволил выявить определенные тенденции [6, с. 17]. Нравственное воспитание связанно с такими терминами как «мораль» и «нравственность». Мораль – это принятые в обществе правила поведения, и совокупность норм поведений. Нравственность – это правила, которые определяют поведение человека, без этих правил невозможно находиться в обществе высоконравственных людей. Под нравственным воспитанием понимается ценностное отношение к жизни, которое обеспечивает гармоничное развитие человека и всего общества в целом. Нравственное воспитание младших школьников происходит в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Обучение ребенка только при поверхностном подходе может показаться делом индивидуальным. На самом деле урок – место коллективных действий, накопления опыта нравственных отношений. Активный процесс познания детьми окружающего мира, их переживания, огорчения и радости тесно связаны с учебой [8, с. 192]. На уроке взаимодействуют основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает сам процесс обучения на уроке, а не воспитательные моменты. Школа является главной базой для закладки всех необходимых качеств, чтобы вырастить высоконравственного человека. Перед ней стоит очень важная задача подготовить ответственного человека способного отвечать за свои поступки и давать оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей. На каждых этапах обучения у ребенка лидирует своя сторона воспитания. Дети овладевают нормами нравственности, при этом учатся действовать в различных жизненных ситуациях. Начальная школа является главной базой для закладки и воспитания моральных чувств, и качеств. Среди этих качеств необходимо развивать такие как: готовность помочь, доброта, сочувствие. Необходимо так же прививать любовь к природе, ведь от этого зависит будущее нашей планеты. Так же необходимо воспитывать нравственные ценности, их сохранность и правильное обращение с ними, а именно, материальное благополучие и богатство. Нельзя что бы ребенок неправильно пользовался ими, чтобы это не привело к жадности, алчности, или чтобы богатство не стало главным успехом в будущей жизни ребенка. Ему необходимо давать и духовно-нравственное воспитание. В школе нет нужных и ненужных предметов, а еще важный фактор это какая атмосфера действует на уроке: отношение учителя к детям и отношения между детьми, чтобы ни что не препятствовало поглощению нужного материала. Учитель – это тоже главный фактор в обучении и воспитании детей, передающий им свой жизненный опыт, поступки которые нужно или нет совершать в той или иной ситуации. Учитель – это образец нравственности. Перед ним стоит трудная задача, необходимо организовать индивидуальную деятельность, чтобы другие дети приняли в ней участие, стала неким объединяющим фактором. По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях; работать с учеником так, чтобы и он работал активно, творчески [4, с. 93]. При оценивании знаний на уроке учителю необходимо обращать внимание на нравственные поступки ребенка, чтобы в дальнейшем устранить плохие качества. Совместная деятельность хороша тем, что ученики имеют представление о том, что хорошо, а что плохо, это касается тех жизненных сторон, которые беспокоят детей: отношение к поступкам в классе, оценки, отношение к учителю. Необходимо отметить, что труд выступает источником новых знаний [7, с. 38]. При работе с учениками над проблемами нравственности, необходимо учитывать их индивидуальные и возрастные особенности развития. В младшем школьном возрасте учитель придумывает средства, которыми можно воздействовать на ребенка, таким средством и является игра. Игра является как бы «толчком», с помощью нее можно вызвать необходимое поведение. Именно игра помогает ребенку усваивать нормативное поведение, соблюдать правила. Ребенок получает уроки честности и справедливости. Она доставляет детям удовольствие от ее процесса.
Существуют различные виды игр: – этическая игра. Этот вид направлен на получение позитивного эмоционального состояния, получить ответ на то как решить ту или иную нравственную проблему ребенка. Именно этот вид игры позволяет смоделировать различные ситуации нравственной жизни детей. В процессе игры ребенок может раскрыть черты характера, выявить свои способности, поведать о своих проблемах. – дидактические игры. Направлены на решение задач в обучении. В них появляется воспитательно-развивающее влияние игровой деятельности. Все дидактические игры можно разделить на несколько видов: – игры с предметами (мягкие игрушки, конструктор и т.д.); – печатные, настольные; – словесные. Первая разновидность дидактической игры, суть ее состоит в том что дети знакомятся с различными качествами предметов: цвет, форма, размер. Далее печатные, настольные. Эти виды игр развивают у детей логическое мышление, дети из картинок составляют единый образ, далее придумывают к нему рассказ. В словесных играх дети, опираясь на свой опыт, получают новые знания мысленно описывают предметы, выявляя признаки и сходства. В игре процесс мышления проходит быстро, а ребенок не замечает, что его учат. Целями различных видов игр могут являться: развитие интеллекта, развитие навыков общения, развитие нравственных черт, изучение истории, возможность изучения человеческих качеств, приобретение различных навыков. Нравственное воспитание должно строиться на умении выражать свои чувства, дружелюбно относиться к окружающим. Для этого и нужна игра, с ее помощью дети берут на себя общественные роли и тем самым становятся более общительными, лучше выражают чувства как свои так и других людей. Большое значение имеют классные часы, которые позволяют решить основные вопросы, которые дают возможность выработать нравственные представления о той или иной ситуации. Важно ставить вопросы для раскрытия причин возникновения событий, явлений, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни [3, с. 63]. В этих беседах нужно обсуждать различные нравственные проблемы: свободу, справедливость, добро и зло, дружбу. Тема классных часов меняется в соответствии с имеющимися знаниями детей. Учитель должен систематически следить за изменениями в поведении школьников, и в их поступках со сверстниками и различными членами общества. Не менее важное значение имеет участие родителей в воспитании ребенка и в деятельности класса. Что бы правильно воспитывать ребенка, ему не нужно читать надоедливые нотации, а необходимо путем убеждения формировать положительные привычки и качества, а также содействовать формированию у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания [5, с. 3]. Положительным примером для детей являются хорошие поступки своих членов семьи. Примеры можно так же брать из литературы, например, положительные поступки героев. С раннего возраста ребенка необходимо приучать к хорошим поступкам, его нужно ставить в такую Педагогические науки 53 ситуацию где бы он мог сам принять правильное решение, например: если дети ссорятся из-за игрушек то не следует ему запрещать давать другим детям свои игрушки, а наоборот пусть ребенок поощряет своего товарища. Такие поступки превратятся в полезную привычку. Не менее важным является понятие успешности. Ребенку необходимо объяснить, что важным в жизни не является наличие материальных благ, успех придет к тому, кто будет помогать людям словом и делом. Детей постарше нужно приучать к тому что необходимо помогать нуждающимся людям, и не из-за похвалы или благодарности. Необходимо давать ребенку задания, в которых он должен помогать своим близким: убрать в доме, вынести мусор, помочь младшим сделать уроки. Родители должны сообщать своим детям о важных событиях в стране, а старшие члены семьи должны рассказывать о достижениях, о героях войны и их подвигах, тем самым прививая чувства патриотизма к своей стране. Важным фактором в семье является правильная дисциплина. Строгая дисциплина не выражается залогом хорошего воспитания, нужно приучать детей к порядку. Строгость следует применять в тяжелых случаях, например в воровстве. Каждый родитель должен: – воспитывать своего ребенка в полноценной семье, в доброжелательной атмосфере любви и счастья; – родители должны принять своего ребенка таким, какой он есть; – родитель должен быть примером для своего ребенка; – формировать в нем эмоционально-нравственные отношения (добросердечность, отзывчивость, милосердие); – заботиться о его общекультурном развитии (развитие ума, сознания, интеллекта). Помогать сохранить духовное равновесие, оберегать от различных стрессовых ситуаций;
Успешно развитым ребенок считается если родители:
– выслушивают все, о чем решает поделиться с ним ребенок (его мысли, успехи, тревоги и неудачи);
– предоставляют самостоятельно принять то или иное решение;
– не позволяют себе грубых слов и действий, всегда находят, за что нужно похвалить ребенка.
И наконец когда ребенок станет взрослым, он будет таким каким его воспитали, будет исповедовать те ценности, которые вы в него вложили, если об этом помнить всегда, то можно будет гордиться своими детьми. Важную роль в нашем исследовании сыграли сложные противоречивые процессы, происходящие в современной России в сфере образования подрастающего поколения [9, с. 5].
Список литературы:
1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.
2. Должонок П.А. Игра как средство повышения познавательного интереса на уроках английского языка на среднем этапе обучения в образовательной школе. – Минск: МГЛИ, 2007. – 67 с.
3. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 62-64.
4. Иохвидов В.В.Вклад педагога-экспериментатора Е.Н. Ильинав повышение эффективности урока в свете идей педагогики сотрудничества // В
сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Материалы
Международной научной конференции. – Новосибирск, 2012. – С. 91-95.
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х – 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. – Пятигорск, 2007.
6. Иохвидов В.В.Анализ урока: новый формат требований // Вестник
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – № 3 (33). – С. 17-20.
7. Иохвидов В.В.Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20. – № 3. – С. 37-40.
8. Иохвидов В.В.Исследование коллективных форм познавательной
деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Т. 20. – № 7. – С. 192-194.
9. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х – 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. – Пятигорск, 2007.