Важность духовно-нравственного воспитания школьников
Иванова Елена Александровна,
учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ № 350
Невского района Санкт-Петербурга
Цель исследования: изучение возможностей духовно - нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.учитель начальных классов,
воспитатель ГПД ГБОУ № 350
Невского района Санкт-Петербурга
Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования - развитие духовно - нравственных качеств личности младшего школьника.
Задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;
-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно - нравственное воспитание младших школьников.
Использование современных образовательных технологий:
Интерактивная доска, презентация, компьютер, проектор.
Говоря о духовно – нравственном воспитании детей, мы говорим об одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно – нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.
Приоритетом при формировании личности является выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Важность образования в духовно-нравственном сплочении общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников мы используем комплексную образовательную программу внеурочной деятельности «Я – Гражданин России», одним из направлений которой является духовно-нравственное воспитание.
Содержание программы определяется несколькими блоками:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3 Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
К планируемым личностным результатам освоения программы относятся: нравственно-этическая ориентация: - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Принципиальное значение в данной программе отводится воспитанию ребенка именно в процессе системно-деятельностного подхода. В этой связи одной из задач является включение младших школьников в социально-значимую проектную деятельность. Система проектных заданий (проектов) предусмотрена с 1 по 4 класс. В ходе реализации внеурочной проектной деятельности используем такие формы, как: работа в малых группах, в парах, коллективная деятельность.
По способу выражения и воздействия общие методы нравственного воспитания классифицируют на:
- Наглядный (наблюдение за героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое).
- Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее).
- Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее). Методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей.
Важно учитывать индивидуальные особенности учащихся и применять дифференцированный подход, задания разного уровня сложности. Для повышения интереса и для активизации учащихся необходимо предусмотреть смену деятельности . Например, кто-то из учащихся может заранее выучить стихотворения, подобрать иллюстративный материал, фотографии, которые также будут использованы на презентации проектов. Составление рассказов (мини-сообщений) также способствует развитию творческого отношения. Разнообразные практические задания, которые выполняют дети, повышают интерес, вызывают эмоциональный отклик, оказывают влияние на формирование личности. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Учителей, воспитателей и родителей объединяет стремление обеспечить школьнику гармоничное духовное и нравственное развитие. И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н.К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М., 2006. - c.36-38
Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26
Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85