Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Театральная педагогика в практике воспитателя группы продленного дня

Куликова Елена Владимировна,
воспитатель ГПД ГБОУ школы № 38
Приморского района Санкт-Петербурга.
Общеизвестно, что в любой сфере деятельности  для профессионального успеха человеку необходимы способность к общению, владение своим голосом, выразительность движений, общий кругозор и эрудиция, личностная и гражданская зрелость.  В этом контексте театральная педагогика содержит колоссальные образовательные ресурсы.
Что собой представляет театральная педагогика?
В методической литературе театральная педагогика   определяется как педагогическое действие,  направленное на воспитание личности ученика средствами театрального искусства.
Театральная педагогика помогает решить многие задачи воспитательного характера: формирование творческого коллектива, развитие личных способностей, воспитание коммуникативных навыков.
Цель воспитателя группы продленного дня  – развитие  детского творчества в свободное время.
Педагогическая задача: направить свободное время ребенка на творческую созидательную деятельность, позитивное развитие его личности.
После уроков время детей в группе продленного дня занято  творчеством, чтением, работой над выразительной речью, репетициями.
Меняется роль воспитателя. Он теперь не строгий ментор с громкими замечаниями: «Не ходи!»,  «Не бегай!», «Не шуми!», « Не кричи!». А  постановщик спектакля, режиссер.
У воспитателя  появляется новая  статусная роль  организатора театрального действия. Он  становится   главным режиссером  и постановщиком спектакля  со всеми вытекающими обязанностями.
Воспитатель – режиссер! Он как магнит притягивает ребят. Все хотят участвовать в спектакле. И совсем не хочется после уроков бежать домой. Ведь детей ждет чудо погружения в театр. Чудо преображения в театральных героев.
А как хочется получить детям интересную роль!
 Но для этого надо самим поработать. Прочитать книжку, участвовать в её обсуждении, предлагать свои  решения  театрального действия.
Выбор роли – ответственный момент.  Еще раз перечитываем произведение. Обсуждаем  характеристики героев вместе с детьми.
 Кто из ребят подходит для роли? Как можно представить героя  в игровом воплощении?
Коллективное обсуждение формирует общее мнение, ответственность каждого за воплощение роли, дисциплинирует детей в работе над ролью.
Следует отметить, что у воспитателя группы продленного дня нет отбора по способностям детей. Поэтому многогранность театрального  действа может быть представлена во всей его полноте.
Чтобы спектакль состоялся,  нужны все! И кто активен в своем самовыражении. И те дети, которые стесняются, еще не знают своих способностей. Нужны и художники, и администраторы, и актеры, и зрители!
Дети  разрабатывают макеты  афиш будущих спектаклей, пригласительные билеты  для родителей  и детей  младшего возраста. Продумывали места для рассадки гостей.
А как без работников сцены?  Нужны и  художники - оформители. И художники – бутафоры. И мастера – осветители.
А кто будет снимать спектакль на   видео? А ведь надо еще монтировать зрительный ряд. А это и ремесло и искусство. Здесь могут помочь родители.
Да и просто благодарные зрители нужны для успеха спектакля. По их замечаниям спектакль можно сделать лучше. Они и первые театральные критики. Пусть учатся писать свои рецензии в школьную газету. Это и первые публикации. Первая проба пера.
Вместе анализируем успехи и причины неудач наших самодеятельных спектаклей. Самоанализ и  конструктивная самокритика позволяют  ставить  новые задачи для следующих постановок.
Мы учимся. Учимся читать не для оценки, писать не по домашнему заданию. Мы творцы театрального действия.
Приведу  некоторые  практические примеры из моего педагогического опыта.
Небольшие театральные инсценировки связаны с календарными событиями в жизни школы. Это  подготовка театральных инсценировок к тематическим праздникам: началу учебного года, к Новогодним праздникам,  ко дню  8 Марта, окончанию учебного года. А так же  подготовка сценок к  художественным произведениям   по школьной программе и  к урокам внеклассного чтения.
Вместе с детьми и родителями я поставила  различные  спектакли.
Для первого класса.
Кукольный спектакль «Колобок». Дети вместе с родителями делали  декорации, куклы главных героев для спектакля. Забавные приключения Колобка учат детей говорить на публику. Четко, громко, выразительно. Они теперь не стесняются своих ошибок, ведь это говорить весёлый и беспечный Колобок.
А как важно, в конце спектакля представить всех участников этого действия. Не только  маленьких актеров, но и родителей, которые делали декорации, шили костюмы, репетировали со своими малышами.
Инсценировка «Приключения Насти в сказочной стране». Сюжет прост и поучителен. Девочка Настя не любит читать. Но однажды… Появляется добрая Фея. И она берет Настю в страну сказочных героев. Но  чтобы быть успешным в этой стране, надо уметь читать. А ребятам, зрителям надо помочь Насте преодолеть все трудности.
Для второго класса.
Кукольный спектакль «Теремок». Учимся громко  и  выразительно на разные звериные голоса  разыгрывать текст. Забавно! Родители помогают детям в оформлении спектакля и в создании костюмов.
« В поисках Снегурочки». Новогодний спектакль. Сюжет прост. Доктор Зло вместе со своей свитой злодеев - неудачников похищает Снегурочку. Дети помогают найти  Снегурочку. Их ждут забавные приключения. Они решают загадки.  Да и сама свита перевоспитывается. Злодеи – неудачники получают новых друзей, новые знания и становятся успешными забавными  и милыми ребятами. И совсем не двоечниками. А расколдованными мальчиками и девочками  твоего класса. Конечно, побеждает дружба!
Для третьего класса.
 «Снежная королева». Дети по школьной программе знакомились с творчеством Г. Х.  Андерсена. Спектакль готовили к Новому году.
 Басни  И.А. Крылова.  Это настоящая школа театрального искусства. Дети разыгрывали сценки из басен Крылова: «Стрекоза и Муравей», «Обезьяна и очки». Этот материал включен в программу чтения. В группе продленного дня дети репетировали текст. Во время школьных занятий  на уроке показывали сценки. Хорошо отрепетированный материал  с интересом  воспринимался классом, вызывал желание одноклассников  так же попробовать себя в роли актера.  
Четвертый класс.
Ролевая сказка «Золушка»  вызвала живой интерес детей к историческому костюму  Франции. Возникло желание пересмотреть фильм, книги по истории Франции.
Дети вместе с родителями готовили  театральные костюмы, учили роли. Перед распределением ролей  еще раз перечитывалась сказка. Давалась характеристика каждому герою сказки. Сами выбирали  исполнителей главных ролей,  которые подходили  к сказке.
Рисовали декорации, костюмы. Работал целый бутафорский цех. Обязательно говорили о театральных профессиях, о драматургах, о выдающихся  актерах, ожививших литературную сказку. Учили роли, репетировали.
Премьера спектакля была настоящим праздником и для детей и для родителей.
В классе после премьеры провели небольшую анкету:
- Что мне понравилось при подготовке спектакля?
- Какие роли особенно  хорошо получились?
- Какую роль я хотел бы сыграть? Почему?
- Зачем нужны театральные костюмы?
- Зачем нужны декорации?
- Зачем нужна подсветка спектакля?
- Зачем нужны билеты на спектакль?
- Зачем нужны театральные критики?
Анкетирование позволяет обратить внимание детей на мир театральных профессий, увидеть какой большой творческий труд предшествует каждому спектаклю.
Какие общие выводы можно сделать из моего творческого опыта воспитателя группы продленного дня?
Занятия театральными постановками сближает детей и родителей, они становятся частью одного творческого театрального коллектива.
Расширяется словарный запас ребенка. Формируется потребность в грамотной литературной речи. Много внимания при постановке спектаклей уделяется устной речи ребенка, её грамотности, выразительности. Вместе мы работаем над интонацией, регуляцией голоса (тихо,  громко). Дети узнают о своих новых голосовых ресурсах и возможностях, знакомятся  со всеми оттенками  своего голоса.
Идет на игровом уровне сложный процесс развития речи, воображении, творчества.
Дети знакомятся с выразительными средствами литературного языка.
Школьная программа осваивается  с интересом. Возникает потребность в библиотечных книгах, дополнительном чтении. Развивается кругозор ребенка, естественно возникает интерес к внеклассному чтению.
При подготовке спектакля ребята знакомятся с театральными профессиями. Пробуют свои способности в различных ролях.
Меняется сам детский коллектив. Класс становится сплоченным, дружным. Детей объединяет общее дело –  театральное творчество.
Меняется и профессиональный статус воспитателя. У него появляется своя методическая  копилка. В ней и сценарии, и приемы работы с  детьми.
Покажите родителю успех его ребенка, это будет успех вашей педагогической системы, вашего позитивного профессионального влияния на становление личности ребенка. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»