Учителю о воспитании
Панова Марина Витальевна
Воспитать кого, заботиться о вещественных и нравственных
потребностях малолетнего, до возраста его; в высшем значении
научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно [1].
потребностях малолетнего, до возраста его; в высшем значении
научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно [1].
Приоритетная задача Российской Федерации – воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой является организация воспитательной работы с детьми. В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка [3].
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
Содержание воспитывающей функции образования раскрывается через сущность понятия «воспитание». В Законе об образовании воспитание представлено как «органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].
Цель воспитания – «формирование и развитие, прежде всего Человека-творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека-профессионала нового мышления» [4].
В ФГОС НОО воспитательная работа рассматривается как «педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [5].
Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Организация – это целевое объединение ресурсов; составная часть управления,
суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.
Задачи организации воспитательной работы – это те изменения, которые педагог намечает достигнуть в окружающей их педагогической деятельности в планируемое время. Результатом организации воспитательной работы является достижение личностью или коллективом высокого уровня воспитанности. Для того чтобы организовать воспитательную работу с младшими школьниками нужно учесть, что наиболее оптимальными являются следующие виды деятельности: познавательная, трудовая, игровая, художественно-эстетическое, спортивное. Приоритетным является значение игровой деятельности в жизни младших школьников. Игровая деятельность младших школьников выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности.
Воспитание – это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание включает в себя такие направления как: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Формы воспитания неразрывно связаны с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. К методам организации воспитательной работы относятся: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самовоспитания. Оценка качества воспитанности – это степень достижения целей и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Оценка качества производится по трем направлениям: по тому как школьники воспитаны, как педагоги воспитывают и как администрация общеобразовательной организации осуществляет управление в сфере воспитания. Оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность.
Список литературы:
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка [3].
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
Содержание воспитывающей функции образования раскрывается через сущность понятия «воспитание». В Законе об образовании воспитание представлено как «органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].
Цель воспитания – «формирование и развитие, прежде всего Человека-творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека-профессионала нового мышления» [4].
В ФГОС НОО воспитательная работа рассматривается как «педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности» [5].
Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Организация – это целевое объединение ресурсов; составная часть управления,
суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей.
Задачи организации воспитательной работы – это те изменения, которые педагог намечает достигнуть в окружающей их педагогической деятельности в планируемое время. Результатом организации воспитательной работы является достижение личностью или коллективом высокого уровня воспитанности. Для того чтобы организовать воспитательную работу с младшими школьниками нужно учесть, что наиболее оптимальными являются следующие виды деятельности: познавательная, трудовая, игровая, художественно-эстетическое, спортивное. Приоритетным является значение игровой деятельности в жизни младших школьников. Игровая деятельность младших школьников выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности.
Воспитание – это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание включает в себя такие направления как: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Формы воспитания неразрывно связаны с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. К методам организации воспитательной работы относятся: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности, методы самовоспитания. Оценка качества воспитанности – это степень достижения целей и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Оценка качества производится по трем направлениям: по тому как школьники воспитаны, как педагоги воспитывают и как администрация общеобразовательной организации осуществляет управление в сфере воспитания. Оценка качества воспитанности школьников ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов деятельности школы, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность.
Список литературы:
- Толковый словарь Даля.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС: методическое пособие.
- Тубельский А. Н. Уклад жизни школы как компонент образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. А. А. Казаковой.