Диагностика сформированности ценностного
отношения к труду у младших школьников
отношения к труду у младших школьников
Л.Ю. Савинова,
А.В. Утяшева
Формирование исторического сознания связано с принятием личностью ценностей своей страны. Одной из ключевых ценностей российского общества является ценность труда, о значении в жизни соотечественников которой говорили В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Д.И.Фельдштейн и др. «Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности... В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности» - писал В.А.Сухомлинский [4, с.100]А.В. Утяшева
Сегодня активно обсуждается вопрос «возвращения» трудового воспитания в школу в рамках общественно-полезной деятельности, так как условием привлечения ребенка к труду в школе является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей), которое оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, пункт договора между образовательным учреждением и родителями).[1]
Очевидно, что результаты трудового воспитания могут проявиться именно в реальной деятельности ребенка, но путь воспитания трудолюбия довольно долгий и особенно сложный в современном мире потребительства, удобства и комфорта.
На наш взгляд, воспитание ценностного отношения к чужому и своему труду является основой для выработки социально значимых качеств личности (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци и др.) и может стать основой духовно-нравственного воспитания современных детей. Результатом развития и наполнения ценностного отношения к труду станет личностное качество - трудолюбие, определенное еще А.А. Люблинской как «радость от участия в полезном деле, от физического усилия, которого это дело требует, от напряжения, которое вызывает такой труд, и от тех результатов, которые человек вместе с товарищами этим трудом достигает». [2]
Понимание ценности труда приходит лишь при личном выборе. Учащийся, выбирающий осознанно деятельность, придает особый статус ценности труда.
Ценностное отношение к труду мы определили как осознанный выбор ребенком труда в качестве ценностного ориентира сознания и деятельности. Традиционно выделяют 3 или 4 компонента ценностных отношений (Н.Ф.Голованова, Г.И.Вергелес, Л.А.Матвеева, Л.Ю.Савинова и др.). В нашем исследовании мы изучали когнитивный, эмоционально-оценочный компоненты и мотивационно- поведенческий компоненты ценностного отношения к труду.
Для того чтобы выяснить уровень ценностного отношения к труду у современных младших школьников был подобран ряд диагностик, позволяющих исследовать компоненты ценностного отношения и выявить особенности проявления ценностного отношения к труду в целом: Питенко С.В. «Я такой человек», «Закончи предложение», Л.В. Байбородова «Мой труд», «Как я помогаю?» [3].
Таблица 1
Диагностический комплекс изучения проявления ценностного отношения к труду младших школьников
Диагностический комплекс изучения проявления ценностного отношения к труду младших школьников
Компонент | Методика | Показатель | Индикатор |
Когнитивный | Закончи предложение | Степень наполненности ценностного отношения | Количество смысловых единиц Разнообразие используемых смысловых единиц |
Эмоционально- оценочный | Мой труд | Сила проявления эмоции, полярность и устойчивость |
Активность Положительная/отрицательная, выбор в разных ситуациях |
Я такой человек | Определение потребности в труде | Количество выборов | |
Мотивационно- поведенческий | Просмотр и обсуждение эпизодов фильмов, связанных с трудовой деятельностью | Мотивация Устойчивость в выборе Соответствие всех компонентов |
Ориентированность на ценность труда Выбор в разных ситуациях Способность объяснить поступки и эмоции выбором ценности |
Мой труд | Мотивация | Ориентированность на ценность труда | |
Как я помогаю? | Мотивация выбора Наличие опыта поведения |
Ориентированность на ценность труда Наличие/отсутствие |
На основе проведенной обработанной диагностики была составлена качественная характеристика уровней проявления ценностного отношения к труду. По каждому компоненту было выделено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий).
После обработки данных диагностики выяснилось, что по сформированности когнитивного компонента первоклассники находятся на среднем уровне (53%), эмоционально-оценочный (71%) и мотивационно-поведенческий компонент находится на уровне выше среднего. Проявление ценностного отношения к труду у младших школьников характеризуется как наличием представлений о трудовых операциях, значимости труда, так и недостаточной обобщенностью и осознанностью отношения к трудовой деятельности. Младшие школьники проявляют активное добровольное желание участвовать в труде, но ответственность в порученном деле зависит от обстоятельств, положительное отношение к труду других проявляется эпизодично, недостаточная внутренняя мотивация порождает неустойчивость и пассивность поведения в ситуациях выбора своего поведения. Дети способны к преодолению трудностей при поддержке взрослого, проявляют активность и инициативность в коллективном труде.
Большинство учащихся 3 класса находятся на уровне выше среднего проявления когнитивного компонента (62%), эмоционально-оценочный (64%) компонент на уровне выше среднего, а мотивационно – поведенческий компонент проявляется на среднем уровне (59%). К 3 классу появляется большая осознанность, понимание значимости труда и сложности преодоления трудностей в достижении целей. Дети больше узнают о профессиях, трудовых обязанностях, операциях, знания характеризуются полнотой и достаточностью, таким образом, наблюдается развитие этого компонента. Эмоционально-оценочный компонент устойчив, присутствует интерес к труду, выборочно проявляется рефлексия. Негативная тенденция отмечается в развитии мотивационно-поведенческого компонента. Участие в работе осуществляется только при соответствующей мотивации извне, способность к работе проявляется только в течение ограниченного отрезка времени, эпизодически проявляется старательность и аккуратность в труде, отношение к орудиям и продуктам труда зависит от настроения.
Таким образом, очевидна тенденция: знания детей о труде растут, а желание и качество их участия в трудовой деятельности снижается. Возможно, это связано с осознанием ребенком трудностей и повышением требований к качеству и объему трудовых обязанностей. Может быть, сказывается общая усталость от умственного труда, перегрузок в современной школе. Но причиной может быть также потеря интереса к трудовой деятельности, отсутствие мотивации добиваться своей цели упорным трудом и избегание трудовых обязанностей. Следовательно, педагогам вместе с родителями важно помогать становлению ценностного отношения к труду у младших школьников, обращая особое внимание на мотивационно-деятельностный компонент – самый важный в изучаемом ценностном отношении.
Литература
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2019.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/.
- Люблинская, А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. [Текст] М.; Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1962. - 278 с.
- Питенко, С. В. Формирование трудолюбия: теория и практик [Текст] методическое пособие /С. В. Питенко; СГПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ».- Соликамск : РТО СГПИ (филиал)ФГБОУ ВО «ПГНИУ», 2016. – 193 с.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] Москва: Политическая литература, 1982 - 270 с.