Начнёшь в учении с малого - постигнешь и большее
учитель начальных классов МБОУ
«Прогимназия №2» г. Воронежа
Патриотическое и гражданское воспитание становится сегодня неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях современного школьного обучения.
Патриотизм можно определить, как элемент индивидуального сознания.
Поэтому вектор работы по патриотическому воспитанию младших школьников должен быть направлен на формирование патриотизма как социально значимого качества личности.
Для учителя важно понять:
во-первых, как педагогически грамотно и наиболее эффективно сблизить учебный и воспитательный процессы для достижения единства данной цели;
во-вторых, насколько доступна, интересна и значима для младшего школьника гамма вопросов, связанных с гражданским воспитанием.
«Полюби дерево, растущее у дома, журчащий ручей, цветущий сад, воробышка, купающегося в луже, аромат зреющих яблок-и ты почувствуешь, что такое Родина». Почувствуешь. Это не оговорка. Есть древнее изречение: «Мысль входит в душу вратами чувств». Для детей от 7 до 10 лет чувство - стимул деятельности. Со способности обратиться к лучшему в самом себе, и начинается настоящий человек, патриот. Как помочь ребёнку развить эту способность? Каждый из учителей идёт своим путём, но непременно следует придерживаться утверждения основных принципов гуманизации содержания образования, которые ставят учителя не над учеником, а рядом с ним. Только при условии, когда оба находятся на одном уровне, и возможны полноценные человеческие отношения.
Технологические компоненты процесса воспитания патриотизма подразумевают использование широкого спектра форм работы: беседы, лектории, познавательные игры, конкурсы, викторины, фольклорные праздники, читательские конференции, экскурсии и т.д. Но предпочтение, на мой взгляд, следует отдавать тем формам работы, в которых дети активны и передают свои знания другим, что влияет на формирование убеждений и социализацию личности. Ещё И.Кант внушал соотечественникам, что надо не учить мыслям, а мыслить. Нельзя заставить человека думать. Можно создать ему для этого условия. Так и с воспитанием. Оно либо происходит, либо нет. Сложно с точностью предсказать, что «зацепит» детей на уроке, а что оставит равнодушными. Каждый из нас, готовясь к уроку, стремится лучше раскрыть тему. Но этого недостаточно: необходимо продумать, как максимально использовать воспитательные возможности урока, как «разбудить» мысль, чувство ребёнка. Формирование гражданственности учащихся идёт ежедневно и ежечасно, и не только в специально отведённое время (внеклассное мероприятие, урок). Особенно ценно, когда результат этой работы находит отклик в детских сердцах и продолжение в их умозаключениях, когда твои мысли подхватываются детьми и развивается совместная творческая деятельность ребёнка и педагога, объединённая единством миропонимания. Проиллюстрирую вышесказанное зарисовкой из практики.
В 4 классе на уроке литературного чтения дети знакомились с творчеством русского поэта Аполлона Николаевича Майкова на примере его «Колыбельной песни». Параллельно по окружающему миру изучалась тема «Наш край-часть большой страны». Неожиданным образом темы уроков пересеклись, когда ребята на карте–схеме Воронежской области нашли речушку в Лискинском районе с чудесным названием Колыбелька. Нашли и…заинтересовались. Почему у реки такое необычное название? С помощью «Историко-топонимического словаря Воронежского края» выяснили происхождение этого названия. В классе организовались творческие группы. Мне оставалось незаметно для учеников направлять их стремление самостоятельно пополнить свои знания и советом, и помощью в подборе научно-познавательной литературы.
Дети принесли из дома книги с колыбельными (произведения оказались разными по жанрам), выучили понравившиеся и провели конкурс чтецов. По материалам поэзии пестования оформили сборник «Баюшки», в котором собрали большой иллюстративный материал. Ребята вспомнили, какие колыбельные пели им мамы, выпустили газету «Колыбель кто вам качает, кто вас песней забавляет?». Подготовили сообщения на тему «Откуда получают имена реки?». Учащиеся сами пришли к выводу, что у каждой реки есть своя колыбелька (родник, ключ). Один из обучающихся рассказал о роднике, который они с отцом нашли и благоустроили, а священник местного храма освятил источник. Мальчик принёс в класс фотографии, угостил детей родниковой водой. В тот день состоялся серьёзный разговор об активной позиции каждого гражданина по защите окружающей среды. Родители поддержали интерес детей в их «поисках»:
подарили для класса этимологические словари;
организовали поездку в г.Задонск Липецкой области к целебному источнику святителя Тихона Задонского на берегу реки Проходня.
Особенно запомнился ребятам и никого из них не оставил равнодушным необычный памятник Матери, который установлен недалеко от Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. До глубины души трогает история возникновения этого памятника. Задонцы увековечили память одной из самых знаменитых своих землячек-Марии Матвеевны Фроловой, восемь сыновей которой не вернулись с полей сражений Второй мировой войны. Дети вместе с родителями возложили живые цветы к основанию памятника.Думаю, что в этот момент многие мамы ещё раз осознали, что азы любви к своему Отечеству формируются именно в семье, где на плечи матери возлагается большая ответственность в воспитании детей.
Так чувство любви к Родине прозвучало ярким аккордом, как на уроке литературного чтения, так и во внеурочной и внеклассной работе. Идею интегрирования образовательных тем подсказали сами дети и наполнили конкретным содержанием изучаемые понятия. Каждый новый материал, который «появлялся», увеличивал эмоциональный опыт детей и способствовал развитию творческого начала. По-моему, всё это - разные стороны проявления живого патриотического чувства.
Вновь и вновь за годы своей работы я убеждаюсь в правоте русской пословицы: «Начнёшь в учении с малого - постигнешь и большее».
Таким образом, опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их любовь к игре, любознательность, склонность к фантазированию и подражанию, учитель способен решить стержневую задачу современного учебно-воспитательного процесса – обеспечить обучающемуся успешность в его деятельности, направленной на воспитание себя как гражданина.