Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тревожный ребёнок

 Серкова Елена Евгеньевна
Наблюдая за первоклассниками, которые пришли в этом году в мой класс, я обратила внимание на появление большого числа эмоционально неустойчивых, тревожных учеников. Думаю, что это связано с нестабильностью в современном мире: террористические акты, военные конфликты, катастрофы и даже неблагоприятная экономическая ситуация. Всё это сказывается на жизни современной семьи. Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства: попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких или хронические психотравмирующие воздействия: неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны сверстников. В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь. Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых и то, что взрослому кажется привычным и естественным, вызывает у ребенка беспокойство, тревогу и страх.
Постоянная тревога негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка со сверстниками. Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует его. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет уже о повышенной тревожности. 
Откуда берется повышенная тревожность?
- Если дома, в семье постоянная тревожно атмосфера, а родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на самые обычные жизненные ситуации.
- Если ребенок пользуется недостоверной информацией (зачастую это интернет). Увиденное он может интерпретировать по-своему, переживать и излишне тревожиться, примеряя эту ситуацию на себя. Нам иногда трудно понять, как дети реагируют на то или иное событие и чем оно отзовётся в душах детей.
- Тревожные дети могут вырасти в семье, где родители используют в воспитании авторитарный стиль, это не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, а твердо знают, чего и как добиваться от жизни и чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать их высокие ожидания. Он находится в ситуации: сумел - не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. 
Когда тревожность сопровождает ребёнка во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, она становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.
Существует ряд методик, направленных на выявление тревожности у детей в начальной школе, самые важные и пожалуй самые точные методики - это наблюдение и беседа.
Обратите внимание и вы заметите, что тревожный ребенок по нескольку раз обводит линии, сильно нажимает на ручку или карандаш, если сам находит у себя ошибки, то жирно замазывает их. Он либо неправильно выполняет задание, либо успевает сделать  очень мало от основного задания, но сделано оно будет без ошибок и помарок.
             Разработчики рисуночных тестов описывают признаки  тревожности так: штриховка, маленькие фигурки, неверные, скачущие линии, смещение изображения вниз и вбок на листе, отказ от выполнения задания. 
Портрет тревожного ребенка выглядит так: неуверенный, зажатый, напряженный, замкнутый, необщительный, уходит в себя, легко расстраивается, много переживает, боится сделать что-то не так, старается держать свои проблемы при себе, испытывает чрезмерное беспокойство, чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры , приступать к новым видам деятельности, имеет низкий  уровень  самооценки, ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Такой ребёнок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале, сильно нервничает во время контрольных работ, постоянно переспрашивает, ему необходимо подробное объяснение.
Для этих детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. 
Задача педагога создать такие условия, чтобы тревожному ребёнку было комфортно учиться и общаться со сверстниками, а в идеальном варианте максимально уменьшить тревожность его тревожность. 
Советы педагогу.
1.  Избегайте любых видов работ выполняемых на скорость.
2.  Не сравнивайте ребёнка с другими учениками. Успехи ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей.
3.  Чаще используйте телесный контакт, во время динамических пауз включайте упражнения на релаксацию.
4.  Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Не делайте ребёнку замечаний, а спокойно объясните, как надо было сделать, то что у него не получилось. Помогите сделать правильно. 
7. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
8. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Основным способом преодоления детских страхов является – игра!
С помощью игры можно решить следующие задачи:
  1. Переключение внимания, отвлечение от страха;
  2. Выплеск эмоции и переключение страха;
  3. Преодоление страха;
  4. Снять напряженность и усталость;
  5. Переключиться с одной темы или ситуации на другую;
  6. Создать атмосферу открытости и сотрудничества.
 «Пингвины». «Говорят в Антарктиде, в особо холодную погоду, эти симпатичные неуклюжие водоплавающие сбиваются в кучки, тесно прижимаются друг к другу, чтобы согреться. А те, кто оказался с краю, мерзнут и стараются протиснуться в центр стаи». Детям требуется изобразить поведение пингвинов. 
 «Воздушный бал». Учитель предлагает детям превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают вверх. Всем легко, весело, радостно. 
«Нарисуй облако своего настроения». Дети мысленно рисуют облако и мысленно раскрашивают его в зависимости то того, какое у них в данный момент настроение. Педагог записывает ответы детей. Можно данное упражнение выполнять на листе бумаги. 
Упражнение-энергизатор «А у соседа тоже!»
Каждый из участников по очереди хвалит что-то, что у него (на нем) есть (ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники дотрагиваются до того, что назвал сосед справа и слева, и хором кричат: «А у соседа тоже!»  
Упражнение-энергизатор  «Как здороваются олени»
Давайте  поздороваемся сегодня не со всем обычным способом. Поздороваемся так, как здо роваются олени. Вы знаете, как здороваются олени?
Они здороваются так: кивают головой, трутся ушками — вот так, здороваются плечами, боками и спинками — вот так трутся друг от друга. Они здороваются коленка ми — вот так! А теперь давайте поздороваемся так, как здороваются люди: давайте пожмем друг другу руки или обнимемся. 
 «Похвалилки»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...», например: «однажды я помог товарищу найти пропавшего щенка» или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.
После того, как все Дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас. 
С уважением, Серкова Елена Евгеньевна.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»