Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ТРИЗ-педагогика как инструмент выявления
одаренности в дополнительном образовании детей

Босяцкая Дания Габдульяновна,
педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 
Каждый ребенок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат
достичь максимального эффекта
Г.С. Альтшуллер 
Хочу поделиться опытом практической работы в области ТРИЗ.  
В 2011 году, когда мне предложили выбрать тему курсов повышения квалификации, я обратила на незнакомое слово для меня «ТРИЗ». Меня заинтересовала эта аббревиатура (Теория Решения Изобретательских Задач), подразумевающая технологию развития творческого мышления.  Я,  записавшись на эти курсы, ещё не понимала, что меня ожидает впереди обучение сложной, но очень интересной науке, которой обучаюсь до сих пор и учу своих учеников.
ТРИЗ-педагогика стала с тех пор смыслом моей жизни.  Её по праву можно назвать и наукой, и методикой, и технологией, и инструментом развития творческого потенциала обучающихся. Это самая молодая из известных инновационных педагогических систем, создателями которой стали Генрих Саулович Альтшуллер и его соратники.  
Основные цели ТРИЗ-педагогики:
  • формирование логического мышления и воспитание творческой личности;
  • развитие системного мышления;
  • обучение методам креативного мышления, нахождение нового результата;
  • развитие творческого воображения
Насколько сложна и интересна эта технология,  можно судить, попробовав выполнить логические и творческие задания, решить изобретательскую задачу.
Я использую инструменты ТРИЗ в обучении детей, чтобы жизнь детей и моя жизнь  стала еще занимательнее, чтобы учиться и удивляться новому вместе с детьми.
Хочу привести цитаты известных людей:
«Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» - писал Джанни Родари.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - писал Василий Александрович Сухомлинский.
Занятия с основами ТРИЗ  подтверждают это. Здесь дети погружаются в иной для них мир,  где можно смело рассуждать и выражать свои мысли, поспорить с педагогом, задавать  любые вопросы, фантазировать, мчаться к доске, чтобы показать свое оригинальное решение, где дети учатся видеть и разрешать проблемы различного характера…
Считается, что природным даром системного мышления обладают особо одаренные люди, но ещё в 50-60-х годах Г.С.Альтшуллер доказал, что с помощью изучения программы ТРИЗ, методом сильного мышления может обладать каждый, поэтому главная цель моей работы  с учащимися – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, открывая для себя что-то новое. В атмосфере сотрудничества друг с другом, с педагогом у ребят рождаются новые идеи и замыслы, пробуждается  интерес к творчеству.
            Благодаря таким занятиям постепенно в детях раскрываются «скрытые таланты». На первый взгляд  одаренность в ребенке незаметна для окружающих. Незаурядные черты одаренной личности могут проявиться в какой-то определенной области, а также в нескольких, если развивать эти направления в ребенке.  «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А. Сухомлинский).
            Дополнительное образование как раз является благоприятным ресурсом выявления одаренности у детей. Система дополнительного образования в работе с одарёнными детьми ставит основной своей целью развитие творческих способностей в условиях индивидуального подхода в обучении к каждому ребенку.
            Одарённые дети в дополнительном образовании имеют возможность свободного выбора образовательной деятельности, специализации программ и срока их освоения. Одарённые дети, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования,  ориентированы в своей деятельности на получении опыта интересующего их направления. Проблема работы с одарёнными детьми является актуальной и перспективной, так как одарённые дети – это интеллектуальный потенциал для развития самой системы дополнительного образования. Мы должны создать систему для выявления одарённых детей и создать все условия для их оптимального развития.
Для выявления  одаренности у учащихся используются многие формы обучения.  Это индивидуальный подход в обучении, система турниров, фестивалей, олимпиад, деление группы при обучении на малые подгруппы, индивидуальные консультации и подготовки к конкурсным мероприятиям, проведение мастер-классов, наставничество среди детей.  У детей проявляется интерес к научно-технической и проектной деятельности, им нравятся выполнение нестандартных заданий, дети с большим желанием включаются в поисковую деятельность.   Совместный труд с детьми, использование на занятиях современных педагогических технологий – все это дает возможность выявить одаренность среди обучающихся.   Дополнительное образование детей становится значимой вехой в развитии одаренного ребенка, важным этапом в его профессиональном определении.
            Немаловажным звеном  по выявлению одаренных детей  является сотрудничество с родителями. В работе с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей используются такие формы, как родительские собрания, индивидуальные консультации, беседы, совместные выезды на экскурсии,  походы в музеи, интеллектуальные турниры, викторины, проведение праздничных мероприятий, дней рождения учащихся…
 Чтобы учащийся раскрылся на ваших занятиях, должна быть особая система отношений в группе, и тогда обучение превратится в процесс творчества. Мой девиз педагога: учишь других, учишься сам.  В творческом объединении педагог и учащийся должны находиться на равных положениях, учиться друг у друга, педагог должен уважать личность каждого учащегося, уметь выслушать мнение каждого ребенка, педагог не должен бояться делать ошибки и учить детей преодолевать подобное чувство. Педагог должен быть примером для учащихся.
В моем объединении обучаются дети разного возраста с различным интеллектуально-познавательным уровнем и творческим воображением.  Хотя, я знаю об успеваемости учащихся в школе и интересуюсь их учебой, для меня они все одинаково интересны и способны.  Если у кого-то не получается выполнить какое-либо задание или решить задачу, он не отчаивается, потому что ему помогут и его поддержат старшие товарищи. Младшие ребята стараются подтянуться за старшими (не хотят быть отстающими). Иногда даже младшие при решении задач выдают нестандартные интересные идеи. Участвуя в олимпиадах, турнирах, интеллектуальных играх, ребята, которые в школе «далеко не отличники» и,  даже могут иметь по некоторым предметам «тройки», показывают высокие результаты.  Постепенно у таких детей повышается уровень знаний и  в школе, так как занятия с основами ТРИЗ охватывают многие предметы школьной программы и носят интегрированный характер.  ТРИЗ-педагогика как инструмент, как методика позволяет достигать результатов и помогает выявлять «скрытую» одаренность  у учащихся. Любой ребенок является творческой и талантливой личностью, главное в нем сохранить и  развить этот росток одаренности.
Используйте в своей работе приемы и методы ТРИЗ, и перед вами окажутся чудо-дети, которые приятно удивят вас, своих родителей и сверстников.
Творческих успехов в освоении инновационных  педагогических технологий!  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»