Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пояснительная записка к общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей

Московская Светлана Михайловна
 
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,-
это творение будущего и взгляд в будущее.
В.А. Сухомлинский
Международной «Конвенцией ООН о правах ребёнка» подчёркивается значимость подготовки детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, к самостоятельной жизни.  В любом цивилизованном обществе забота о детях - сиротах является главной нравственной задачей.
Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано, что от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.
Самостоятельность обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, успешность во всех областях жизни: образовании, организации быта, социальной жизни, профессиональной самореализации, семейной жизни. При этом каждая область жизнедеятельности требует от воспитанника конкретных самостоятельных действий:
в области образования важно владеть навыками самоорганизации и саморазвития, в том числе самостоятельного выполнения учебных заданий и др.;
 в области организации быта – владеть навыками самообслуживания, планирования бюджета и распоряжения им и др.;
в социальной жизни – владеть способами интеграции в социум; понимать, принимать и следовать законам развития гражданского общества; владеть навыками выстраивания межличностной коммуникации; решения повседневных задач, в том числе представлять свои интересы и др.;
в области профессиональной самореализации – владеть навыками самоопределения в мире профессий; понимать свои сильные и слабые стороны; проектировать профессиональное развитие в условиях быстрой смены профессий на рынке труда;
в семейной жизни – понимать ценность семьи, готовность к ее созданию, способность к ответственному выбору и самостоятельному труду по развитию доверительных и ответственных отношений. 
Самостоятельность выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне, ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т.ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.
Воспитание самостоятельности тесно связано с социальным воспитанием. Социальное воспитание  –  это воспитание, направленное на обеспечение задач социализации человека, включение его в существующую систему социокультурных отношений общества путем усвоения и воспроизводства культуры   и одновременно развитие и самоизменение человека в этом процессе. «Социальное воспитание» связано с задачами формирования и развития в человеке чувства или долга причастности к обществу путем накапливания индивидуального социального опыта в форме запечатленных ощущений, переживаний, способов взаимодействия, знаний и умений и социальных установок. Социальное воспитание, которое обеспечивает «эффективную социализированность» человека, должно развивать два противоположно направленных свойства личности – гибкость и устойчивость. Для приобретения такого достаточно противоречивого единства необходимо в качестве «внутреннего стержня» культивировать духовно-ценностные ориентации личности, которые определят ее социальные и нравственные убеждения.
Решение таких непростых задач воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует осмысления содержания деятельности центров содействия семейному воспитанию. В таких центрах, с одной стороны, создаются специальные условия, особая жизнедеятельность, обеспечивающая процесс социального воспитания подрастающего поколения и гарантирующая их социальную защиту, а с другой – разрабатываются способы социально-педагогического сопровождения и поддержки взросления детей и соответственно увеличения их самостоятельности. Подросток, получивший воспитание в учреждении для детей сирот, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни – к решению личностных и социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.
Обеспечивает реализацию данных целевых ориентиров воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социально-педагогическая деятельность. Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, направленная на создание условий для личностного развития воспитанников. Результативность социально-педагогической деятельности определяется способностью воспитанников самостоятельно реализовывать личностные жизненные смыслы и предназначение в открытом социуме.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, не обладают тем уровнем самостоятельности, который необходим им для полноценного существования в обществе. Особенности внутриутробного развития, отрыв ребенка от родной семьи, специфика организации жизни большинства учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают объективные трудности подготовки их к самостоятельной жизни в социуме.
Организационно-педагогическими условиями воспитания самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие:
- организация жизнедеятельности и воспитания ребенка по семейному типу, при которой воспитатель занимает материнскую позицию по отношению к ребенку;
- признание воспитателями самостоятельности ребенка в качестве ценности, а ее совершенствование — в качестве цели педагогической деятельности;
- использование технологий, адекватных особенностям воспитанников и специфике организации воспитания в учреждении и предоставляющих каждому ребенку возможность выбора своих решений и действий.
Педагоги центров содействия семейному воспитанию призваны помочь  воспитанникам восполнить дефициты личностного развития преодоления разных проблем, связанных с негативным опытом ребенка, влияя на создание новых личностных стратегий развития ребёнка,  и тем самым предупредить антиобщественное и противоправное их поведение.
 Социально-педагогическая деятельность в нашем учреждении осуществляется, социальными работниками, психологами, логопедами, педагогами дополнительного образования  и воспитателями.
Основными задачами нашего центра для детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
  • обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей-сирот;
  • формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам.
В отношении детей, оставшихся без попечения родителей,  социально-педагогическая  поддержка становится необходимым условием их взросления. Социально-педагогическая деятельность включает в себя две важные стратегии приобретения ребенком опыта самостоятельного действия:
  • социально-педагогическое сопровождение – педагогическая деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора;
  • педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психичес­ким здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии правил; с эффективней деловой и межличностной коммуни­кацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором.
Организация  воспитания  детей   в центре для детей-сирот строится   с   учетом   их индивидуальных особенностей. Режим дня,  обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной  деятельности, а  также общественно  полезного  труда  и  отдыха, составляется  с   учетом круглосуточного пребывания детей  и учитывает   участие   детей   в   проведении   массовых   досуговых мероприятий,  включая  личное  время,  предоставление   возможности  самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей.
Комплексная Программа воспитания  социально - педагогической направленности  определяет цели, задачи, содержание и организацию процесса воспитания на ступенях начального школьного детства, подросткового возраста и направлена на физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое воспитание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающего их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Комплексная Программа воспитания социально - педагогической направленности  разработана педагогическим коллективом  СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию  № 12».
 
Актуальность Программы обусловлена:
  • отсутствием примерных программ воспитания  социально - педагогической направленности, раскрывающих содержание одного из реализуемых видов деятельности центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • оптимизацией деятельности воспитателей по организации  социально - педагогического сопровождения социального развития воспитанников: способность к адаптации, социальной реабилитации,  нравственному выбору; правовой защищенности и развитию ключевых социальных компетенций воспитанников.
 
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
 
Формирование готовности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  к самостоятельному жизнеустройству и трудоустройству после выпуска из «Центра содействия семейному воспитанию» через организацию различных видов деятельности воспитанников в целях физического, познавательно-речевого, социально-личностного, патриотического, трудового воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 
ЗАДАЧИ:
- Систематизировать воспитательную деятельность с целью создания оптимальных условий для развития личности воспитанников.
- расширить диапазон воспитательных возможностей Центра для приобретения воспитанниками позитивного социального опыта; 
- сформировать у воспитанников чувство патриотизма, национального самосознания, гражданственности, способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к своей семье, к другим людям, государству, Отечеству, миру;
- способствовать развитию социальной компетентности воспитанников и подготовить их к самостоятельной жизни;
- расширить знания и навыки по гигиенической культуре, сформировать у воспитанников позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и  понять психологическое состояние самого себя и других людей:
- сформировать у воспитанников представления о семье, ее значении в жизни человека, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что благоприятно повлияет на их будущую семейную жизнь и будет способствовать созданию крепкой и прочной семьи;
 - сформировать у воспитанников потребностно - мотивационный компонент трудовой деятельности и положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, высокие социальные мотивы трудовой деятельности (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, переживание радости от процесса труда, гордость за трудовые успехи, чувство долга и ответственности);
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
 
Младший школьный возраст (1 ступень);
средний школьный возраст (2 ступень);
старший школьный возраст (3 ступень).
 
ВИД ПРОГРАММЫ

 
по направленности Комплексная
по целям реализации Общеразвивающая
по форме проведения Групповая деятельность
 
В ходе реализации программы планируется осуществление следующих социальных услуг:

 
Форма обслуживания Вид социальной услуги Содержание услуги
Групповая Социально - педагогическая Воспитание детей – сирот,   в том числе, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое.
 
 
В ходе реализации программы планируется осуществление мероприятий в рамках выполнения следующих государственных работ:
- предоставление социального обслуживания в стационарной форме;
- реализация социально-педагогической услуги.
 
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2021-2023
 
Комплексная программа воспитания для детей-сирот создана с целью систематизации воспитательной деятельности для реализации целостного воспитательного процесса социально- педагогической услуги и состоит из пяти модулей:

 
  • «Я – гражданин России»
  • «Я и мир вокруг меня»
  • «Я и мое здоровье»
  • «Семья»
  • «Труд - основа жизни»
 
Модуль «Я – гражданин России»   ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника:
-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык,
-уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир  и состоит из разделов:
  • Наша страна – Россия;
  • Государство и символы государства,  города;
  • Будущие защитники Отечества;
  • Государственные праздники и  знаменательные даты;
  • Законы государства. Права и обязанности гражданина;
  • Правила поведения;
  • Правила вежливости.
 
Модуль «Я и мир вокруг меня» ориентирован на формирование у воспитанников:
- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
-религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-способствует развитию у детей социальной компетентности и подготовке к самостоятельной жизни и включает следующие разделы:
  • Жильё
  • Я и природа
  • Учреждения, организации и предприятия
  • Торговля
  • Средства связи
  • Я культурный человек
  • Мир взаимоотношений
  • Личная гигиена
  • Одежда и обувь
  • Семья
 
Модуль «Я и моё здоровье» ориентирован  на  формирование у воспитанников:
- мотивационной сферы здорового образа жизни, установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства, знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение оказать первую помощь пострадавшим.
Модуль состоит из разделов:
  • Анатомические и физиологические особенности человека
  • Психологические особенности человека
  • Гигиена и здоровье
  • Образ жизни и здоровье
  • Медико-биологические и медико-профилактические аспекты сохранения и укрепления здоровья
  • Безопасность поведения
  • Профилактика вредных привычек и антинаркотическое воспитание подростков
  • Питание и здоровье
 
Модуль «Семья» ориентирован на формирование у воспитанников представлений о семье, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и  состоит из разделов:
  • Уют в доме.
  • Кухня
  • Семейный бюджет
  • Мое будущее жилье.
  • Личность
  • Межличностные отношения
  • Брак и семья
  • Основы семейных отношений
  • Питание и здоровье
  • Медицинские учреждения и организации
  • Профилактика заболеваний
  • Самопознание
 
Модуль «Труд – основа жизни» ориентирован на формирование у воспитанников:
-ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде и состоит из разделов:
  • Самообслуживание
  • Учебная деятельность
  • Труд в природе
  • Хозяйственно – бытовой труд
  • Самостоятельная и коллективная деятельность
  • Санитарно-гигиенические требования по уборке помещений
  • Профориентация
 
Каждый раздел раскрывает содержание темы, задачи, форму проведения мероприятия  с воспитанниками, разработан по 3 уровням (младший, средний и старший школьный возраст). Материал в тематическом планировании распределяется равномерно в течение года (за исключением каникулярного периода) и  усложняется в течение последующих  лет. Мероприятия каждого модуля проводятся один раз в неделю во время воспитательного часа во время, отведенного режимом дня.
Формы проведения воспитательных мероприятий:
  • Деловые игры.
  • Исследовательская деятельность.
  • Соревнования.
  • Экскурсии, походы.
  • Трудовые дела.
  • Творческие проекты, презентации.
  • Проблемные ситуации.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Конкурсы, викторины.
  • Беседы.
  • Рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов.
  • Встречи с участниками исторических событий.
  • Занятие-КВН, занятие-сказка, занятие - путешествие.  
  • Наблюдения воспитанников за событиями в городе, стране.
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
  • Показательные выступления.
  • Праздники, музыкальные вечера
  • Лекции, тренинги, игры
  • Дискуссии
  • Мастер-классы
  • Аукционы
  • Спектакли
  • Ярмарки, фестивали
  • Презентации, круглые столы

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»