Воспитание в образовательной системе. Работа над ошибками
Назаретян Наталья Константиновна,
ГБОУ СОШ № 458 с углубленным изучением немецкого языка
Основным назначение школы является образовательно-просветительская деятельность. Однако не зря это место также называют вторым домом. Являя собой микромир с собственными правилами, ролями и распорядками дня школа также принимает участие в воспитании ребенка, тем самым способствуя целостному развитию ученика. Бесспорно, начальные этапы воспитания в большей мере должны протекать в семье, однако образовательное учреждение является хорошей платформой для оттачивания заложенных семьей навыков социализации и самореализации ребенка, а также умения проводить грамотную оценку собственной деятельности, взаимодействовать с коллективом. Вопрос грамотного воспитания учащихся в рамках образовательной деятельности, а также взаимодействие в данном процессе школы, родителей и детей, по сей день является актуальным.
Аспекты воспитания также отражаются на закладывании долгосрочной стратегии саморазвития ребенка, когда ученик постепенно формирует модель поведения в тех или иных ситуациях. Будет ли ребенок стараться избегать жизненных трудностей или научится грамотно оценивать собственные силы и стремиться достигать поставленных целей – всё это определится уже в процессе обучения в школе, где сама образовательная среда, так или иначе, повлияет на его выбор.
Понятие воспитание имеет много связанных терминов, в числе которых становление (отражение уровня самостоятельности ребенка), формирование личности (появление новых аспектов взаимодействия с обществом, социально-психологических признаков личности) и прочее2. Важно понимать, что процесс воспитания, как целенаправленная подготовка ребенка к жизни в обществе, в системе школьного образования встречается повсеместно, в том числе на уроках, во внеклассной части жизни учащихся, при проведении культурно-просветительской деятельности.
На уроке в начальной школе процесс воспитания может прослеживаться в способствующих усвоению предмета общих правилах поведения во время обучения, таких как:
- умение слушать учителя, улавливая основной смысл работы на уроке;
- навыки самостоятельного поиска и изложения информации;
- навыки грамотного взаимодействия с коллективом, будь то работа в микрогруппах, где не последнюю роль будет играть умение определять собственное положение в коллективной деятельности, или взаимодействие с учениками в моментах фронтальной работы, где необходимо будет слушать остальных и уметь корректировать собственные ответы;
- умение давать развернутую оценку собственной работы, обоснованную оценку деятельности остальных учащихся, правильно реагировать на критику и обладать навыками отстаивания собственной точки зрения.
Во внеурочной деятельности воспитательный процесс носит более явный характер, где те или иные навыки взаимодействия в обществе могут быть использованы на конкретных игровых примерах. Нехватку профессиональных и некоторых социальных навыков ученики получают через примерку определенных ролей, разыгрывание сцен, строящихся для регулирования моделей поведения в обществе. В группах продленного дня зачастую проводят общеразвивающие занятия, которые не столько нацелены на формирование индивидуальных способностей, сколько на оттачивание навыков коллективной работы, совместного отдыха. Поэтому работа в ГПД специально строится подобным образом, чтобы посредством активного взаимодействия друг с другом восполнять личностные и социальные потребности учащихся начальных классов. Эмоциональная свобода, подвижные игры, вариативность взаимодействия с остальными учащимися позволяет ребенку снять умственное напряжение и в более расслабленной обстановке подготовиться к закреплению пройденных материалов (выполнению домашнего задания)3.
Работа в ГПД может иметь как более простой уровень организации (викторины, просмотр телепередач, чтение), так и более сложный, требующий подготовку (праздники, выставки, конкурсы). Во втором случае процесс подготовки к мероприятию сильнее погружает школьников в работу и укрепляет коллективную связь, формирую определенный уровень ответственности1.
Однако помимо непосредственной работы над привитием навыков, во время внеурочной деятельности (в ГПД, во время классного часа) должна наступать поведенческая оценка ученика, рефлексия. Важно после каждого вида деятельности позволять ученикам сначала самостоятельно давать эмоциональную оценку всего мероприятия, а затем учить подводить итог работы в группе. Подобная рефлексия может быть представлена в виде беседы - обсуждения того, что можно будет включить в рабочий процесс при следующем взаимодействии. Важно на данном этапе не ставить строгую цель каждому ученику дать четкую оценку своей работы, а позволить желающим высказаться в произвольной форме, после чего научить структурировать мысли и не бояться делиться ими в классе. Немаловажным будет навык оценки деятельности коллектива в целом, однако тут необходимо прежде научить детей воспринимать критику. О результатах взаимодействия ребенка в коллективе стоит сообщать родителям и вовлекать их в воспитательный процесс, предоставляя возможность принять участие в подготовке к мероприятию, уточняя, на каких аспектах коллективной деятельности следует концентрироваться, чтобы позволить родителям также посредством общения передать ребенку общие идеи групповой работы.
Подобно контрольной работе в процесс социализации ученика должна быть включена работа над ошибками. В данной процедуре не стоит пренебрегать проведением рефлексии не только на уровне оценки полученных знаний, но и на уровне закрепления навыков взаимодействия в группе, осознания собственной роли в коллективе, воспитания личной ответственности. Семья, которая не включена в сам образовательный процесс, не в состоянии дать четкую оценку умениям ребенка взаимодействовать в коллективе сверстников. Но это не значит, что ее функции здесь настолько ограничены, что всю работу по корректировке поведения ученика в коллективе можно переложить на школу. Напротив, это как раз тот момент, когда от школы и семьи требуется наиболее тесное взаимодействие.
Понятие воспитание имеет много связанных терминов, в числе которых становление (отражение уровня самостоятельности ребенка), формирование личности (появление новых аспектов взаимодействия с обществом, социально-психологических признаков личности) и прочее2. Важно понимать, что процесс воспитания, как целенаправленная подготовка ребенка к жизни в обществе, в системе школьного образования встречается повсеместно, в том числе на уроках, во внеклассной части жизни учащихся, при проведении культурно-просветительской деятельности.
На уроке в начальной школе процесс воспитания может прослеживаться в способствующих усвоению предмета общих правилах поведения во время обучения, таких как:
- умение слушать учителя, улавливая основной смысл работы на уроке;
- навыки самостоятельного поиска и изложения информации;
- навыки грамотного взаимодействия с коллективом, будь то работа в микрогруппах, где не последнюю роль будет играть умение определять собственное положение в коллективной деятельности, или взаимодействие с учениками в моментах фронтальной работы, где необходимо будет слушать остальных и уметь корректировать собственные ответы;
- умение давать развернутую оценку собственной работы, обоснованную оценку деятельности остальных учащихся, правильно реагировать на критику и обладать навыками отстаивания собственной точки зрения.
Во внеурочной деятельности воспитательный процесс носит более явный характер, где те или иные навыки взаимодействия в обществе могут быть использованы на конкретных игровых примерах. Нехватку профессиональных и некоторых социальных навыков ученики получают через примерку определенных ролей, разыгрывание сцен, строящихся для регулирования моделей поведения в обществе. В группах продленного дня зачастую проводят общеразвивающие занятия, которые не столько нацелены на формирование индивидуальных способностей, сколько на оттачивание навыков коллективной работы, совместного отдыха. Поэтому работа в ГПД специально строится подобным образом, чтобы посредством активного взаимодействия друг с другом восполнять личностные и социальные потребности учащихся начальных классов. Эмоциональная свобода, подвижные игры, вариативность взаимодействия с остальными учащимися позволяет ребенку снять умственное напряжение и в более расслабленной обстановке подготовиться к закреплению пройденных материалов (выполнению домашнего задания)3.
Работа в ГПД может иметь как более простой уровень организации (викторины, просмотр телепередач, чтение), так и более сложный, требующий подготовку (праздники, выставки, конкурсы). Во втором случае процесс подготовки к мероприятию сильнее погружает школьников в работу и укрепляет коллективную связь, формирую определенный уровень ответственности1.
Однако помимо непосредственной работы над привитием навыков, во время внеурочной деятельности (в ГПД, во время классного часа) должна наступать поведенческая оценка ученика, рефлексия. Важно после каждого вида деятельности позволять ученикам сначала самостоятельно давать эмоциональную оценку всего мероприятия, а затем учить подводить итог работы в группе. Подобная рефлексия может быть представлена в виде беседы - обсуждения того, что можно будет включить в рабочий процесс при следующем взаимодействии. Важно на данном этапе не ставить строгую цель каждому ученику дать четкую оценку своей работы, а позволить желающим высказаться в произвольной форме, после чего научить структурировать мысли и не бояться делиться ими в классе. Немаловажным будет навык оценки деятельности коллектива в целом, однако тут необходимо прежде научить детей воспринимать критику. О результатах взаимодействия ребенка в коллективе стоит сообщать родителям и вовлекать их в воспитательный процесс, предоставляя возможность принять участие в подготовке к мероприятию, уточняя, на каких аспектах коллективной деятельности следует концентрироваться, чтобы позволить родителям также посредством общения передать ребенку общие идеи групповой работы.
Подобно контрольной работе в процесс социализации ученика должна быть включена работа над ошибками. В данной процедуре не стоит пренебрегать проведением рефлексии не только на уровне оценки полученных знаний, но и на уровне закрепления навыков взаимодействия в группе, осознания собственной роли в коллективе, воспитания личной ответственности. Семья, которая не включена в сам образовательный процесс, не в состоянии дать четкую оценку умениям ребенка взаимодействовать в коллективе сверстников. Но это не значит, что ее функции здесь настолько ограничены, что всю работу по корректировке поведения ученика в коллективе можно переложить на школу. Напротив, это как раз тот момент, когда от школы и семьи требуется наиболее тесное взаимодействие.
Список используемой литературы
- Воспитательная работа в начальной школе. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. ТЦ «Учитель» 2002. – 163 с.
- Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: 2006. - 608 с
- Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня / Под ред. Г.Г.Манке, М., 1988