Игровая деятельность младших школьников в режиме продленного дня
Шандрук Елена Владимировна
Одной из неотъемлемых составляющих школьной жизни является группа продленного дня. В рамках группы продленного дня организуется досуг обучающихся во внеурочное время, создаются благоприятные условия для повышения эффективности выполнения ими домашних заданий. Вместе с тем группа продленного дня несет в себе еще одну немаловажную функцию – создание максимально возможных условий для развития личности обучающегося, раскрытия его индивидуальных способностей и творческого потенциала. Большую роль в процессе реализации указанной функции воспитатели группы продленного дня отводят игровой деятельности.Игровая деятельность представляет собой простейшую форму деятельности, в рамках которой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли. Игра может помочь воспитателю группы продленного дня научить младших школьников соблюдать правила и объективно оценивать поступки других, воспитать сознательную дисциплину, а также сплотить детский коллектив и способствовать включению в активную деятельность застенчивых и замкнутых детей.
Игровая деятельность выступает важной частью жизни обучающихся. Для реализации тех или иных педагогических целей воспитатель группы продленного дня должен знать игры, владеть методикой их проведения, а также уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих.
Существует целое множество различных видов игр: театрализованные, ролевые, сюжетно-ролевые, познавательные, развивающие, подвижные, подражательные, дидактические и т.д. В рамках группы продленного дня наиболее актуальными являются подвижные, развивающие, познавательные и дидактические игры.
Подвижные игры выступают важнейшим и незаменимым средством физического воспитания младших школьников. Характерной особенностью данного вида игр является осуществление детьми различных движений, присущих человеку: ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, лазанье и т.д. Кроме того, в любой подвижной игре существуют правила, помогающие ребенку осмыслить замысел игры и игровые действия. Выполнение заданных правил требует от детей определенных усилий, вводит ограничение на их спонтанную активность, что позволяет игре быть увлекательной и интересной. К подвижным играм могут быть отнесены:
1. Игра «Развей скуку». Для этой игры понадобятся стулья. Перед началом игры вдоль противоположных стен комнаты расставляются стулья. Дети садятся на них около одной из стен и читают следующий стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли перебраться
И местами поменяться?
Как только эти слова произнесены, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Ребенок, оставшийся без стула, выбывает. После этого ведущий убирает еще два стула. Все повторяется ровно до тех пор, пока последний игрок не займет единственный оставшийся стул. Именно он объявляется победителем.
2. Игра «Робот». Один участник – робот, другой – тот, кто им управляет. Сначала игрок, который управляет роботом, прячет в комнате какой-либо предмет или игрушку. «Робот» может двигаться только по указанию другого участника, который, например, говорит: «Прямо: стоп!», «Влево: стоп!», «Вправо: стоп!». Согласно этим указаниям, «робот» должен добраться до того места, где спрятан предмет.
3. Игра «Галки летают». Это коллективная игра, перед началом которой необходимо сформировать команды и построить участников в шеренги. Ведущий спрашивает у игроков, перечисляя птиц, насекомых, механизмы, летают ли они. Поднятием рук дети должны подтвердить, что перечисленные объекты летают. Однако если в этом перечне присутствует нечто нелетающее, то руки поднимать нельзя, и нужно присесть. За ошибку участник получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше всего ошибок.
4. Игра «Игра наоборот». В этой игре все движения выполняются наоборот. Желательно, чтобы в роли ведущего выступал воспитатель группы продленного дня. Ведущий выходит на середину площадки и встает перед игроками, стоящими в шеренге. Затем он показывает какое-нибудь движение, а игроки делают все наоборот. Например, если ведущий поднял руку, то игроки опускают ее, если он развел ладони, то все складывают их, если он поднял правую ногу, то все поднимают левую и т. п. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
5. Игра «Путаница». Ведущим по очереди должен быть каждый из участников. Дети встают в круг, берутся за руки и запутываются, не разнимая рук. Задача ведущего – распутать получившийся «клубок», а игроков – запутаться так, чтобы не покалечить друг друга.
С помощью развивающих и познавательных игр воспитатель группы продленного дня может научить младших школьников анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также сформировать у детей такие немаловажные качества личности, как самостоятельность, внимательность, наблюдательность и усидчивость. К развивающим и познавательным играм относятся:
1. Игра «Чудесные превращения». Цель игры заключается в том, чтобы научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова. Например, воспитатель группы продленного дня пишет на доске слово «СОМ» и просит обучающихся заменить в нем первый звук.
СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.
После этого устанавливается, кто из детей образовал большее количество слов. Затем воспитатель просит заменить второй звук в этом же слове.
СОМ – САМ.
А затем - третий.
СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.
Выигрывает тот, кто образует большее количество слов.
2. Игра «Найди друзей». Воспитатель группы продленного дня пишет на доске два столбика слов. Например:
Алфавит … Скакать
Огонь … Аккуратный
Шалун … Алый
Чистый … Пламя
Конница … Кидать
Прыгать … Озорник
Бросать … Азбука
Красный … Кавалерия
Цель игры – найти к словам левого столбика близкие по смыслу слова из правого.
3. Игра «Веселая викторина».
Воспитатель группы продленного дня подготавливает карточки с заданиями. Обучающиеся по очереди вытаскивают карточку с заданием. Для ответа есть 10 секунд. Если игрок ответил на вопрос, он забирает карточку себе, если нет — карточка возвращается в общую стопку. Игра заканчивается, когда все карточки отгаданы. Выигрывает тот, кто собрал больше всего карточек.
Примеры карточек: назови трех домашних животных, назови трех писателей, назови три города.
Главной целью дидактических (обучающих) игр является создание условий, необходимых для углубления и закрепления полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков. Данный вид игры является важным средством воспитания умственной активности младших школьников. Благодаря дидактическим играм у детей активизируются психические процессы, а также появляется живой интерес к процессу познания. К дидактическим играм можно отнести:
1. Игра «Рыболовы». Цель игры - совершенствование вычислительных навыков. У двух водящих в руках - рыбки с математическими выражениями вида «20+5», «25-5», «25-20». Водящие по очереди зачитывают математические выражения, записанные на рыбках, и отдают рыбку тому ученику, который верно нашёл значение выражения. Побеждает тот, кто наловил больше рыбок.
2. Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета - одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы и объяснить свой выбор. Карточки могут быть подобраны по следующим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения».
3. Игра «Что исчезло». Водящий раскладывает на столе несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, после чего отворачивается. Водящий убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет тот предмет, который исчез.
Всестороннее влияние игровой деятельности на развитие младших школьников трудно переоценить, ведь при умелом руководстве со стороны воспитателей игра способна изменить отношение обучающихся к тому, что зачастую кажется им обычным, скучным.
Библиографический список:
1. Бойко Е. А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. М. : РИПОЛ классик, 2008. 256 с.
2. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология: учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008. 480 с.