Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов
Беленович Оксана Викторовна
Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. Вопросы воспитания детей не теряют актуальности для родителей, несмотря на постоянное повышение их педагогической и психологической грамотности. Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является школьно- семейное воспитание.Педагогический коллектив нашей школы стремится усилить влияние на семью, чтобы вместе с ней максимально раскрыть каждого ученика. Нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт. Семьи, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа интеллектуального, нравственно-эстетического и физического воспитания. Понимая, что основой воспитания является семья, все начала от семьи педагоги школы разработали и реализуют целевую программу «Семья+школа», целью которой является активное общение семьи и школы для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей.
Реализация программы осуществляется по трем основным направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- проведение тем аттического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;
- тематические классные собрания, рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий и семей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- привлечение родителей к посещению уроков и внеклассных мероприятий;
- использование активных форм работы с родителями;
- реализация социальных проектов;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
- активная деятельность общешкольного родительского комитета , Совета профилактики школы и Совета отцов;
В работе с родителями используются различные формы и технологии взаимодействия. Учителя и родители, как партнеры воспитания дополняют друг- друга, поэтому установлены доверительные отношения равенства сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Организация взаимодействия семьи и школы началось с диагностики: изучение интересов, микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей, выявление воспитательного потенциала семьи, путем паспортизации семей обучающихся. Это позволяет раннее выявление неблагополучия семей, своевременное оказание адресной помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные, традиционные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, ролевая игра. Для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо знание ситуации в семьях. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания.
С целью вооружения родителей педагогическими знаниями и умениями в школе действует лекторий «О вас и для вас, родители». Тематика бесед разнообразна, интересна и актуальна для родителей. Расширению, углублению и закреплению знаний в воспитании детей содействуют практикумы, ролевые игры, диспуты, открытые уроки, знакомящие родителей с учебными программами, методикой преподавания. Открытые внеклассные мероприятия позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений, талантов своих детей.
Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.
Родители - профессионалы организовывают работу кружков по интересам, ведут предпрофильную подготовку выпускников : «Основы лесопромышленного производства», «Основы переработки сельскохозяйственной продукции», «Колесные и гусеничные тракторы, сельскохозяйственные машины»,«Основы растениеводства».
Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках – активных родителях. Педагогическому коллективу удалось объединить вокруг себя инициативных, увлеченных родителей и создать большой родительский комитет, в который входят представители всех классов, являющийся координирующим штабом для работы с семьями. Особенностью нашей школы является то, что в ней обучаются дети из двух наслегов и поэтому в родительском комитете по два представителя от класса. Так как ребята, проживающие в селе Троицк, не имеют возможности посещать занятия кружков и секций при школе, организация их досуга ложится на родительский комитет и Совет отцов. Сотрудничество детей и взрослых, учителей и родителей создают неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка и каждой семьи. Органическое сочетание различных форм досуга – праздник, развлекательные шоу, спортивные игры и конкурсы, турпоходы, с разнообразными формами образовательной деятельности позволяют сокращать пространство девиантного поведения, решать проблему занятности обучающихся. Неоценима помощь, внимание и поддержка родительской общественности в решении сложных задач по предупреждению правонарушений и социального сиротства в ОУ. Родители участвуют в патрулировании по общественным местам, дежурят на школьных вечерах и праздниках, участвуют в шефской работе с «проблемными» подростками и семьями социального риска. Самый сложный участок профилактики – сотрудничество с хронически кризисными семьями, где социальная неустроенность подкрепляется алкоголем, отчуждением от окружающих, асоциальным поведением. Такие семьи (на ВШК состоит 7 семей) привыкают жить в ситуации кризиса, пребывают в состоянии ярости, подозрительности. Работа с ними ведется на уровне социального патронажа, индивидуальных собеседований, морально-материальной поддержки. Активно вовлекаются профилактическую работу отцы – авторитет, весомое мужское слово, порой бывают эффективнее любых других мер. На заседаниях Совета отцов и Совета профилактики школы рассматриваются вопросы нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей на детей, компенсирование пробелов семейного воспитания, обеспечение согласованности взаимодействия в осуществлении комплексного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся , беседы с «проблемными» учащимися и родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей помогает оздоровлению окружающего социума и семейной обстановки, меняет отношение благополучных родителей к проблемным семьям и в целом улучшает положительную динамику социализации детей «особой заботы».
Изюминкой педколлектива в работе с родителями являются творческие встречи, в триаде «учителя – родители – дети». Совместная творческая деятельность педагогов родителей и детей способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных традиций. Традиционными для нашего коллектива стали такие КТД:
- фестиваль детских летних объединений;
- парад школьных наук;
- неделя благодарения матери;
- зимний разгуляй;
- театрализованные вечера;
- творческий отчет школы.
Выдумка, задор, фантазия – составляющие успеха наших КТД. Участие родительской общественности в демократизации школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит. Мы видим, как на наших глазах растет авторитет и влияние на окружающий социум общешкольного родительского комитета и успешных родителей. Набираясь опыта работы, используя новые формы актив школы разрабатывает и реализует социальные проекты.