Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика «правонарушений» в образовательном процессе 

Санамян Лиана Григорьевна
Социальная психология детства – одна из попыток погружения ребенка в человеческую культуру и анализа социальных общностей, ответственных за становление его личности.
И сегодня, когда, мы забываем слова «доброта, милосердие, сострадание», а все чаще, слышим о подростковой преступности и детской жестокости, злобе, зависти в детской среде, мы невольно ужасаемся, пытаясь понять суть происходящего. Тогда мы оглядываемся в поисках, средств обретения гармонии отношений человека к миру, к другим людям и себе самому.
Необходимо определить форму условия возникновения подобных отношений ребенка, при которых предметный мир – взрослые и сверстники – оказывают для него безусловными личностными ценностями и порождают стремление к защите, содействию, помощи.
Педагоги, работающие с детьми и подростками, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением поведения от норм, принятых в социуме, описываемое в терминах асоциальное или отклоняющееся поведение (Невский И.А.; Миллер А.И.).
Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины – делинкветность и девиатность.
Девиантное (отклоняющееся) поведении – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению исправлению или наказанию.
Правонарушения - являются отрицательным девиантным поведением детей и подростков, поступки которых противоречат нормам права и морали; (Абрамова Г.С.Божович Л.И.; Немов Р.С.; Раттер М.; Личко А.Е.).
Преступность наиболее опасность форма отклоняющегося поведения молодежи.
В повседневной жизни детям не предъявляются образы практической жизни и нравственного поведения, которые могли бы служить образом социальной нормы. Средства массовой информации, реклама, продукция шоу-бизнеса поощряют развитие у подрастающего поколения гедонических мотивов и простых стимулов, направляющих человека на удовлетворение сиюминутных потребностей.  Внедряемые образы удовольствия, купли-продажи и примеры бесцельного или агрессивного поведения функционера-индивидуалиста активно конкурируют с образами совместного труда, взаимопомощи, заботы о ближнем.
Неблагополучная экологическая обстановка, социальные и расовые различия населения, терроризм, обесценивание человеческой жизни, рост детской и подростковой преступности, увеличение смертности и падение рождаемости, алкоголизация и наркотизация среди детей и подростков, кризис семьи-все это действительность, способствующая дезадаптации и отклоняющемуся от нормы поведению детей и подростков. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений.
         Обобщая различные полученные данные, можно утверждать, что особенностью современной семьи является ограниченное гуманистического опыта для подрастающего поколения:
  • ограничены контакты с младенцами, нет достаточной тренировки для таких качеств, как коммуникативная толерантность (переносимость) к младенцам, старикам, вообще к другим личностям;
  • свернуто взаимодействие, обмен информацией минимален и восполняется контактами со средствами массовой информации.
  • Недостаточно развито чувство «мы», чувство родства, принадлежности к семье, к семейному роду;
  • Нарушения в поведении у детей, живущих в семьях, где нет уважение к чувствам других, нет взаимопонимания и общения.
Чаще всего встречаются семь следующих отрицательных состояний: озлобление, неудовлетворенность, страх, враждебность, недоверие (скепсис), одиночество, равнодушие.
Следствием ряда обстоятельств отчужденность, отрицания ценностей родителей, например, дети, стремятся нейтрализоваться в иных сферах к общению общения, так называемые «дворовые тусовки».
Среди наиболее важных причин, побуждавших подростков «уйти в неформалы» - потребность в друзьях, в чем-то необычном и интересном, а также низкая сфера положительной деятельности, привычка к безделью (С.Л.Сибирякок, Г.Ахмндов, М.Козырев); а также кофликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья, потери смысла жизни. Досуговая деятельность является важным средством в процессе социальной адаптации детей и подростков, направленной не только на профилактику правонарушений, но и на достижение их совместимости между развитием и влиянием окружающей социальной среды. Семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, то есть имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей (Т. А. Куликова, 1999).
Проблема организации досуга – одна из самых актуальных проблем современного общества. Невнимание к решению этой проблемы неминуемо приведет к дальнейшему росту правонарушений и преступлений среди детей и подростков, усилению социальной напряженности в обществе. Решение данного вопроса и лежит в выбранной нами теме.
Каждый возрастной этап открывает свои возможности участие детей в жизни семьи, их соучастия в заботах родных. Развитие отношений детей к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к людям, к себе.
Только при их наличии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и преемственности образовательных программ.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимым препятствием. С нашей помощью, родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в состоявшейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно. И преобразование любой ущербной стадии в благополучную – тоже.
 Переход отклоняющихся форм поведения из детского возраста во взрослый не частое явление (многие «трудные» дети не вырастают «проблемными» взрослыми). Это означает, что возможности предотвращения отклоняющегося поведения, направленного на профилактику правонарушений у взрослых, лежат в принятии мер в детском возрасте. Педагоги должны способствовать осознанию этой проблемы родителями учащихся, поскольку именно в семье складываются главные поведенческие стереотипы подростка, развиваются склонности разрешать собственные трудности путем нарушения социальных норм, совершение        проступков.
Это позволит снизить остроту конфликтов и будет способствовать решению возникающих проблем на основе взаимопонимания, толерантности и оптимизации взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами и родителями, педагогами и детьми.
Профилактика (от греч. Prophulakt.kos– предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждения возникновения и распространения болезней человека, на улучшения физического развития населения, сохранения трудоспособности и обеспечение долголетия (Гоголева А. В.)
         Профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных мероприятий, направленных на предупреждение развития негативных личностных и социальных качеств (безнадзорность, беспризорность, преступность и т. д.).
         Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений
На формировании у детей и подростков социальных и психологических последствиях нарушения социальных норм с целью формирования социально-психологических навыков в пользу отказа от противоправного поведения.
Основными параметрами для формирования профилактической программы девиантного поведения, как формы социально - досуговой деятельности выступили следующие:
  • Отсутствие целенаправленной работы с семьей в системе дополнительного образования, взаимодействия с родителями
  • Трудные подростки (неблагополучные семьи)
  • Отрицательные эмоции учащихся, отсутствие положительного опыта в жизни
  • Ограничение запросов и интересов, несформированность ценностных ориентации
  • Недостаточное общение подростков с социумом
  • Нехватка положительных примеров
Общие понятия и принципы организации профилактической работы подробно разработаны специалистами данного профиля (Гоголева А.В., ФельдештейнД.И. и др.).
Профилактика «правонарушений» в образовательном процессе дополнительного образования - первичная профилактическая работа со всеми детьми, посещающими данное учреждение;
- информационная, обучающая навыкам через организацию свободного от школы времени в совместной и творческой деятельности с взрослыми и сверстниками, раскрытие творческих возможностей, расширение возможностей жизненного выбора, соблюдение социальных норм поведения и социальных умений
- педагогическая коррекция отклонений в интеллектуальном, эмоциональном и поведенческих аспектах психологического развития;
- организация процесса освоения учащимися общечеловеческих ценностей.
Эффективность профилактической работы в учреждении дополнительного образования определена:
- спецификой образовательного процесса, общения и взаимодействия
- учетом требований к составлению образовательных программ по профилактике
- личностно-ориентированный подход к участникам программы (учет возрастных и психологических факторов развития)
- разнообразие видов и форм совместной деятельности
- способами привлечения родителей в процесс профилактики
Принципиально новым на наш взгляд является подход к профилактике правонарушений путём организации социально-культурной деятельности по месту жительства, учебы детей и подростков, в образовательных учреждениях дополнительного образования. Для реализации программы создано единое образовательно-воспитательного пространство, объединяющее учащихся всех возрастов (с первого по четвертые классы).  Предлагаемая форма социально-культурной деятельности программа «Забота» по профилактике может рассматриваться как социализирующий фактор, отвечающая потребностям социального и культурного развития человека и общества в целом.
Программа «Забота» интересна тем, что основана не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах (диалог, групповых дискуссии, тренинги и совместной деятельности). Взаимодействие представителей всех поколений: дети, младшие и старшие подростки, их родители, педагоги осуществляется по следующим направлениям:
1.Совместная творческая деятельность в реальной жизненной ситуации
2.Коммуникация-взаимодействие.
3.Эмоциональная грамотность.
4.Педагогическая компетентность.
Тренинговые занятия проводятся в группах по 10-15 человек. Группы комплектуются по желанию участников с учетом расписания занятий в кружках. Возможно комплектование разновозрастных групп. Участником программы считается тот, кто систематически посещает тренинги, лекции и проявляет любые формы участия в выездных мероприятиях.
*Лекции для родителей. Программа профилактики включает работу с родителями, которые могут помочь детям. Во многих случаях в программе учтены мероприятия по указанию психологической помощи самим родителям. Как мы уже говорили меры, профилактики, сосредоточенные на семье, в целом имеют больший эффект чем, адресованные только детям или только родителям. Мы предлагаем вариант взаимодействия с родителями в виде лекционных занятий с целью оказания психологической помощи семье в решении конкретных вопросов, которые беспокоят родителей; психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие практических педагогических умений, навыков семейного общения.
.  Формирование аудитории слушателей на добровольной основе, как правило, собираются родители, имеющие детей близкого возраста. Эффективность данной работы оценивается по анкетам, беседам с родителями. Специфическими эффектами данной работы является выработка более адекватных представлений о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, решение семейных проблем, и пр.
Формы работы с родителями
  • Привлечение родителей к участию в Дне Открытых дверей
  • Открытые занятия для родителей «Вместе поем, танцуем, мастерим» или «Творческие мастерские для родителей»
  • Праздники вместе с родителями (на уровне ГБОУ, и в кружках)
  • Родительский семинар (лекция, свободная дискуссия, прием обсуждения специально подобранных книг, обсуждение и анализ типичных ошибок в воспитании детей и др.)
  • Анкетирование
  • Социологические опросы
  • Индивидуальная работа
Содержание программы включает в себя социально-психологические, возрастные особенности детей, взрослых и пожилых людей; учет задач каждого возраста, определенное положение в системе общественных отношений, систему определенных прав и обязанностей, т.е. «социальную ситуацию развития».
В основе интеграции лежат общие для всех участников программы потребности к самореализации в текущей жизни, обретения качества жизни, достойного каждого.
Цель создание условий для приобретения и передачи опыта социального взаимодействия; формирование положительной мотивации и направленности на новую деятельность; помощь в формировании межличностных взаимоотношений в семье.
 Оценка эффективности программы может быть, как непосредственной, кратковременной, так и долгосрочной. Ожидаемые результаты программы:
1) развитие и накопление фонда жизненно важных умений в вышеуказанных областях (субъектный уровень)
2) изменение в системе отношений между представителями младшего и старшего поколений (личностный уровень).
 В основе диагностических срезов лежит средовой подход. Измерения соответственно направлены на изучение определенных параметров в динамике (которые были заложены нами в основе анкеты для учащихся и родителей).
Критериями оценки можно считать:
  • Развитие отношений у участников программы к жизненным перспективам, к жизненной деятельности, к людям, к себе.
  • усвоение ребенком образцов нового типа поведения, взаимоотношений, социально одобряемых и принятых в обществе
  • изменения поведения, отношения к себе, изменения в общении, толерантность в общении
  • принятие опыта и компетентности старших
  • развитие жизненно важных умений, позволяющих ребенку, взрослому обретать свободу взаимодействия с миром, осуществлять целенаправленные действия, реализовывать свои актуальные потребности
Актуальность в решении проблем социально-психологической адаптации и социализации всех участников программы показывают, что в их решении много противоречивых позиций. Исследование роли творчества, совместной деятельности пожилых и детей, разных стилей общения в процессе их социального взаимодействия, совместно с анализом степени влияния социальных изменений на развитие личности в процессе профилактике девиантного поведения.
Перспективность – нацеленность на развитие индивидуальности каждого ребенка, анализ психологических условий развития способностей, интересов каждого учащегося в образовательном процессе. Программа интересна и разнообразна по направлениям и видам деятельности, основана не столько на передаче, освоении знаний и умений, сколько на возможности творческой реализации, самостоятельной деятельности каждого участника в соответствии с актуальными образовательными, социальными и познавательными способностями и потребностями.
Для отслеживания ожидаемых результатов (измерений выделенных критериев) был использован метод социально-педагогического исследования на основе анкетирования.
Представленная интерпретация результатов исследования оставляет поле для дискуссий, обсуждений и альтернативных мнений.
Данные анкеты были разработаны психологом и зам. НМР на основе психологических методик.
В анкетировании приняли участие дети и подростки, а также их родители, принимающие участие в нашей программе.
Распределение участников анкетирования по категориям выглядит следующим образом:
Дошкольники
Учащиеся
Родители
         Итого
         После процедуры анкетирования, полученные данные обобщались, и проводилась их обработка методом процентного соотношения (по вопросам анкет, где участником анкетирования необходимо было выбрать из предложенного перечня те варианты ответов, которые соответсвуют их мнению).
Полученные с помощью этих методов данные легли в основу анализа и интерпретации результатов исследования.
  Для удобства сравнения результатов анкетирования у разных возрастных категорий выделенные критерии оценки эффективности программы были объединены в следующие основные сферы социального «измерения» личности:
  • Эмоциональный аспект (отражает состояние, процесс и результат удовлетворения потребности). Состояние эмоционального комфорта; выявление степени выраженности позитивных и негативных чувств, испытываемых детьми, родителями и пожилыми. Степень выраженности чувств в анкетах для детей и подростков соответствует следующем коэффициентам: 1- чувство испытывается редко; 2-чувство испытывается часто; 3-чувство испытывается всегда. Эти коэффициенты относятся как к позитивным, так и к негативным чувствам. В случае, если участник анкетирования затруднялся в выборе между позитивными и негативными чувствами, его ответу присваивался коэффициент 0. При обработке результатов анкет просчитывался усредненный коэффициент степени выраженности чувств для детей.
  • Мотивационный аспект (возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность, преднастройка на будущие события). В данном случае нас интересуют такие мотивационные образования как потребность в общении, мотив оказания помощи людям. Эти мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.  Анализ мотивов осуществлялся по ответам на вопросы анкет для учащихся  « Почему ты принимаешь участие в концертах для пожилых людей?»; в анкетах для родителей в вопросе «Как вы оцениваете пользу совместной деятельности пожилых и детей для вашего ребенка?»
  • Поведенческий аспект (действия человека по отношению к окружающему миру, другим людям и предметному миру, рассматривается со стороны их регуляции социальными нормами нравственности и права). Диагностировались изменения в отношениях с окружающими (взрослыми, сверстниками, в семье) по вопросам в анкете для родителей и по вопросам, относящихся к вопросам компетентности в поведении и общении ребенка с окружающими.
  • Социальный аспект состоит в изучении социальной приспособленности участников программы (детей, подростков и пожилых людей), а также его взаимоотношения с окружающими, взаимоотношения в семье, отношения к пожилым. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначены проективный рисунок «День рождения» и школа привязанности ребенка к членам своей семьи.

Заключение
  1. Программа «Забота» как форма социально-культурной деятельности эффективна в профилактике правонарушений через развитие отношений детей и подростков к себе, к другим, к окружающему миру.
Предложенные пути взаимодействия детей и пожилых людей, родителей и детей являются актуальными и определяют основные условия для реализации потенциальных возможностей, соц. потребностей ребенка, его адаптации в современном мире.
  1. Анализ полученных результатов подтвердил гипотезу о том, что учащиеся позитивно относятся к участию в программе. Данная программа является эмоцианально – комфортной для участников программы и решает важнейшую социально-педагогическую задачу содержательной организации свободного времени детей и подростков.
  2. По мнению родителей, предложенная форма организации досуга
    • расширяет кругозор, знания и о реальных проявлениях жизни
    • формирует навыки социально интеллекта
    • полезны и интересны детям
По мнению детей, такая форма взаимодействия приносит радость пожилым.
  1. Родители отмечают положительные изменения в поведении детей, в их отношениях с окружающими. Дети проявляют инициативу в общении с родителями, пытаются что-то сделать для дома, помочь близким. Сравнительный анализ итогов анкетирования учащихся и родителей, позволяет сделать вывод о том, что происходит изменения в системе отношений между представителями младшего и старшего поколений (личностный уровень). Изменились внутрисемейные отношения к родным бабушкам и дедушкам (подарить открытку, поцеловать, помочь по дому, напоить чаем и накормить обедом и др.).
  2. В результате участия в нашей программе у пожилых людей значительно изменяется  эмоциональное состояние, повышается уровень их социально- психологической  адаптации. Социальная поддержка позволяет пожилым людям ощущать себя  компетентными людьми, при этом они понимают, что о них заботятся, их ценят, и уважают. Общение с пожилыми людьми можно рассматривать не только как социализирующий фактор, но и как фактор их социальной и социально-психологической реабилитации.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»