Методика проведения родительских собраний в начальной школе
Самойлова Ирина Диллюсовна,
почётный работник общего образования РФ,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 473 Санкт-Петербург
Родительское собрание – важная и наиболее трудная форма взаимодействия родителей учащихся и педагогов школы. Родительское собрание, являясь высшим органом самоуправления родителей в пределах определённого класса, принимает решения, касающиеся учебно-воспитательной работы класса и школы в целом, материального обеспечения классных и внеклассных мероприятий, осуществляет поддержку каждого члена родительского коллектива, координирует взаимоотношения родителей класса с органами управления школой.почётный работник общего образования РФ,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 473 Санкт-Петербург
Общая цель родительских собраний в начальной школе состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимных отношений родителей учащихся класса, педагогов и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.
Эта цель состоит в реализации следующих задач:
- Обсуждать и решать вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждать возможности участия родителей в проведении внеклассных мероприятий;
- Обсуждать проекты школьных документов и высказывать по ним свои соображения;
- Выдвигать кандидатуры в школьный орган самоуправления;
- Обсуждать предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;
- Определять действующий орган самоуправления в классе – родительский комитет или инициативную группу.
- Плановое родительское собрание проводить 1 раз в учебную четверть.
- Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями и задачами школы.
- Осуществлять предварительную и текущую подготовку к прведению родительского собрания.
- Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания на малом педагогическом совете класса.
- Знакомить органы управления общеобразовательным учреждением с решениями классного родительского собрания.
- Подготовительный этап
- Наблюдение за учащимися класса и фиксирование результатов наблюдений по разработанной схеме;
- Подготовка оснащения родительского собрания: индивидуальные листы качества знаний учащихся или текущих оценок по предметам, результаты анкетирования или тестирования учащихся, текст-анкеты опросника для родителей учащихся по теме собрания, наглядное оформление кабинета, в котором будет проводиться родительское собрание, видео- и аудиозаписи необходимых на собрании фрагментов школьной жизни;
- Подготовка текста беседы для выполнения на собрании задач педагогического всеобуча;
- Разработка сценария проведения родительского собрания.
- Организационный этап
- Ознакомление родителей с учебными достижениями их детей
Целесообразно предоставить слово педагогам-предметникам или педагогам дополнительного образования, работающим в данном классе. Учитель начальных классов на данном этапе может дать краткую консультацию по вопросам изучения наиболее трудных тем.
Частные вопросы по успеваемости отдельных учащихся, полные методические советы по более успешному овладению учебными умениями и навыками будут раскрыты на индивидуальных консультациях, время проведения которых должно быть оговорено на данном родительском собрании.
- Проведение педагогического всеобуча для родителей
- Социологический опрос
- Выступления представителей родительского комитета или инициативной группы родителей
- Ознакомление родителей с состоянием воспитательного процесса
VIII Подведение итогов родительского собрания
Итог собрания может быть подведён в форме экспресс-опросародителей по выяснению результативности проведённого собрания или может быть подведён учителем, представителями родительского комитета в форме зачитывания решения родительского собрания.
- Анализ итогов родительского собрания
Советы психолога
- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.
- Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов).
- Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.
- В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.
- Будьте предельно корректны и тактичны!
Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными и письменными. Рекомендации можно вручить в ходе первой индивидуальной консультации и предложить обдумать их, а свое мнение высказать на первом родительском собрании в классе или на следующей консультации, если родители считают, что последующая консультация им необходима.
Рекомендации первой консультации могут выглядеть так:
Мы, педагоги, рады видеть Вашего ребенка в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.
Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к Вам.
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.
Закон 3 .
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность взрослеющему человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами.
Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители! Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!
В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в индивидуальной консультации участвует психолог, социальный педагог, представитель школьной администрации. Однако, надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае, если она помогает разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи и ребенка.
Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Для того, чтобы родители приняли участие в тематической консультации, инициатива ее организации может исходить от учителя или по предложению самих родителей. Тематическая консультация требует серьезной подготовки со стороны классного руководителя и тех специалистов, которые будут участвовать в консультации. Если родители согласились участвовать в консультации, классный руководитель должен побеседовать со специалистами, которые будут участвовать в консультации, познакомить их с теми проблемами, которые вызывают необходимость проведения такой консультации.
В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации еще раз, если в этом будет необходимость.
Темы консультаций для родителей в школе могут быть такими:
• Детская агрессивность и ее причины.
• Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать?
• Как развить у ребенка интерес к чтению?
• Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.
• Ваш ребенок в коллективе детей.
• Детский эгоизм. Как его преодолеть?
• Друзья в жизни ребенка.
• Причины и последствия детской застенчивости.
• Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.
• Социальная адаптация ребенка и ее результаты.
• Причины детского одиночества.
• Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.
• Алкоголизм родителей и детские страхи.
Перечень тем для проведения консультаций можно продолжить. Однако, нужно помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их приглашают принять участие в консультации. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям.
Родительское собрание — это основная форма совместной работы с родителями. Здесь обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.