Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что случилось с воспитанием

Пичугина Татьяна Сергеевна,
педагог-воспитатель ГБОУ
СОШ №:653 Санкт-Петербурга
«Сегодня слишком часто можно наблюдать, как родители идут на поводу у своих чад… Еще недавно дети отчетливо знали, кто в семье
 главный – уж точно не они!» - сказано в книге «Эпидемия нарци ссизма» (The Narcissisma Epidemis).
За последние десятилетия   во многих странах Запада ситуация в семьях очень изменилась. Наблюдается похожая картина и в России. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись. В некоторых семьях теперь все наоборот.
Вот типичные ситуации:
В магазине пятилетний мальчик тянется за игрушкой. Мама отговаривает его: «Сынок, разве у тебя мало игрушек?» Она сожалеет, что произнесла фразу в виде вопроса, но уж слишком поздно. Сын хнычет:  «Я хочу  – у!» Мама уступает, так как боится, что сын, как обычно,  закатит истерику .
12 – летний Саша снова получает замечание в школе за то , что нагрубил учительнице. Его отец возмущен – но не поведением сына, а реакцией учительницы. Он говорит: «Вечно она к тебе придирается. Я буду жаловаться на нее в школьный совет!»
Эти вымышленные ситуации отражают действительность: в некоторых семьях родители попустительствуют дерзости детей, идут на уступки их требований, защищают от последствий непослушания .Печально…
Да, многие родители стараются прививать своим детям нравственные ценности, подавая хороший пример, исправляя своих детей с любовью. Однако, как отмечается в книге «Эпидемия нарциссизма», тем, кто осознает пользу такого подхода, приходится « плыть против течения».
Почему так происходит?
Да, совершенно верно  - родительский авторитет упал. Мнение некоторых не расходятся – это стало наблюдаться в 60 годы прошлого столетия .  Психологи давали рекомендации: «Будьте друзьями для своих детей, а не начальниками, «Хвалите, а не наказывайте!», «Не ругайте за плохое поведение, лучше старайтесь подмечать их хорошие поступки». Специалисты убеждали родителей, что порицание может ранить хрупкую психику ребенка, вызывая у него обиду.
Наконец психологи стали пропагандировать идею поднятия самооценки ребенка. Развивать чувство собственного достоинства у детей, конечно, необходимо. Стали считать,  что  наконец – то нашли секрет успешного воспитания – пусть ребенок думает о себе только хорошо!  Сторонники этой стратегии впадали в крайность. Они советовали: «Не используйте такие слова, как «нельзя» и «плохо» и «Внушайте детям, что они особенные и могут делать то, что хотят». Итак , думать о себе хорошо  важнее, чем вести себя хорошо.
Такие педагогические методы, по мнению некоторых, не развили в детях ничего, кроме самоуверенности и ощущения, что весь мир вращается вокруг них. В книге «Поколение Я» отмечается, что многие дети  оказались «неподготовленными  к критике и неудачам», которые так неизбежны в жизни. В этой книге приводятся слова отца: «На работе никто не будет заниматься повышением твоей самооценки… Если ты представил начальнику плохо сделанный отчет, он вряд ли похвалит тебя за хорошо подобранный цвет бумаги. Поэтому, родители, прививающие детям подобное восприятие мира, по сути, оказывают им медвежью услугу»  (Generation Me).
Взгляды людей всегда менялись, а с ними менялись и методы воспитания детей. Подходы к воспитанию претерпевают постоянные изменения. Изменения отражают перемены, происходящие в обществе .Неудивительно, что многих родителей «бросает, словно волнами». Им, порой трудно разобраться, что же является главным?
Волна вседозволенности вошла в современный мир и породила множество проблем. Она не только пошатнула авторитет родителей, но и  оставила детей без руководства, необходимого им для принятия решений, а также обретения подлинной уверенности в себе.
Можно задать вопрос: «Есть ли более успешные методы воспитания детей?»
Представьте, что это происходит с вами…
 - После школы и по выходным вы водите сына или дочку по разным секциям и кружкам: на фигурное катание, уроки музыки, футбол,  бассейн, - главное, чем – то их занять. «Пусть я выбиваюсь из сил, - думаете вы, - зато мои дети видят, как сильно я их люблю и что ради них я готова на все. А иначе как быть хорошей матерью?»
Здесь надо подумать. Чему на самом деле учатся ваши дети, когда вы не щадя себя, стараетесь вложить в них как можно больше? Со временем у детей может сложиться представление, что взрослые – особенно родители – существуют только для того, чтобы им прислуживать. Печально ,не правда ли?
Какой же правильный подход? Хорошо, если бы дети увидели, что у вас есть свои потребности. Тогда они будут думать о других, в том числе о вас.
 - У вас был суровый , придирчивый отец, поэтому со своими детьми вы решили вести себя по -  другому. Своих сыновей вы хвалите по поводу и без повода. Лишь бы у них было самоуважение.
«Если они будут чувствовать себя особенными, - рассуждаете вы, - у них появится уверенность в себе, и это поможет им в жизни».
Здесь стоит снова подумать.
Если вы попусту хвалите их, чтобы они думали о себе хорошо, чему они учатся? Как сосредоточенность на самооценке скажется на детей в будущем?
Какой же наилучший вариант? Не нужно впадать в крайность. Не надо придираться, пусть ваша похвала будет заслуженной.
 - Представьте ситуацию: у вас две дочки, которым шесть и пять лет. Старшая девочка бывает вспыльчивой. Только вчера она в порыве гнева ударила младшую сестренку по руке. Вы думаете, как поступить в данной ситуации, и говорите себе: «Не буду делать дочке замечание, лучше порассуждаю вместе с ней. Ведь.  если сказать ей, что она поступила плохо, это может ее ранить».
Здесь стоит подумать. Действительно ли слова «плохо бить сестренку» нанесут ей эмоциональный вред?
Как должно быть. В мере накажите ребенка за плохое поведение. Дисциплинарные меры, применяемые с любовью, научат его исправляться, когда он не прав.
Все – таки есть успешные методы воспитания детей, чтобы не приносить им вреда. Да, взгляды переменчивы, а воспитание ,  как понятие, не устарело.
Без воспитательных мер, действительно, дети становятся неуправляемыми, что отнимает у родителей еще больше сил. Родители не могут давать последовательное руководство, что приводит детей в замешательство. Чтобы воспитательные меры оказывали благотворное влияние на мышление и личность ребенка,  родители применяют их с благоразумием и добротой. Тогда у ребенка выработается чувство защищенности, столь необходимое  ему.
Хотя дети могут поступать по – доброму и быть внимательными к другим, им свойственно делать глупости. Они нуждаются в исправлении. Необходимо осознавать этот факт.
Некоторые родители боятся, что воспитательные меры, которые  они с благоразумием принимают для вразумления ребенка, повредят ему и он затаит негодование и обиду на долгие годы. Но наказание, продиктованное любовью ,научит ребенка смиренно принимать исправление, - а без этого ему не обойтись во взрослой жизни. Как говорится, « что посеет человек, то и пожнет».
Родителям свойственно защищать своих детей, что вполне естественно. Это необходимо делать в разумной мере. Вряд ли ребенку пойдет на пользу, если вы будете его ограждать от последствий его неправильных поступков, или оправдывать его, когда учитель или другой взрослый указывает на его плохое поведение. Необходимо считать их своими союзниками. Такой подход поможет вам научить ребенка уважать тех, кто наделен властью, в том числе и вас самих.
В книге «Цена успеха» говорится: «Для детей ,чьи родители во всем им попустительствуют, взрослые в семье не авторитет. Если вы не утвердите свою власть, то ребенок утвердит свою. При этом он неизбежно будет делать ошибки, что причинит боль ему и вам. Не надо быть жестокими, но родителям следует избегать крайности – чрезмерной снисходительности. Быть последовательным не так трудно, просто потверже сказать своему чаду «да» и «нет».
Что и говорить, воспитание детей – задача не из легких.
Один юноша говорит: «С самого раннего детства я помню, как родители читали мне, играли со мной, брали меня с собой в поездки, где мы могли побыть вместе. Мне очень нравилось, когда они меня чему – то учили.» Прекрасный пример родителей.
Есть еще способ, как исправить и наставить ребенка – это похвала. Она положительно влияет на ребенка, особенно на характер. Когда он получает признание, то буквально расцветает. Родители, которые ищут возможность похвалить ребенка, помогают ему обрести уверенность в себе и побуждают поступать правильно.
Да, хорошие родители находят время для детей, стараются делать все возможное, чтобы заботиться о них, проявляя любовь.

Список  использованной литературы:
 1.Д. Питни: Эпидемия нарциссизма, Поколение Я.
 2. Д. Твендж: Поколение Я

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»