Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная технология, как одна из форм взаимосвязи
урочной и внеурочной деятельности, как условия
повышения качества образовательных результатов

Титова Анастасия Юрьевна
Проектная технология, как одна из форм взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, как условия повышения качества образовательных результатов. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – один из принципов, реализуемых в образовательной системе. В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность, так же как и урочная, направлена на достижение трех групп образовательных результатов, однако структурное соотношение между этими группами различное.
Основная задача урока по определённому предмету – сформировать предметные знания и способы действия в данной предметной области.
Во внеурочной деятельности на первый план выходит достижение личностных результатов, поскольку она создаёт условия для активной самостоятельной деятельности школьника. Целенаправленно выстроенная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет достичь гармоничного сочетания всех групп образовательных результатов. Условием реализации целенаправленной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности является выявление общего основания взаимосвязанных элементов, а показателем – достижение общей цели. Для взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, как условие повышения качества образовательных результатов я в своей практике использовала технологию проектной деятельности. Все мы знаем, что организация проектной деятельности происходит в несколько этапов. Рассмотрим это на примере проекта «Мой младший товарищ (или друг)», проводимого мной в 4 классе (на госпрактике). Начало проекта было положено после изучения на литературном чтении раздела «Страна детства». Проблема рождается на уроке благодаря организованному открытому финалу урока. Учебный материал урока должен стимулировать у учеников потребность в деятельности. В начальных классах такую потребность можно вызвать, как постановкой проблемы, так и предложением необычной, интересной формы будущего «продукта», так как, по мнению психологов, игровые формы представления результатов проекта оказываются более эффективными. Я заинтересовала детей необычной формой продукта. Наш продукт: игра по станциям для 1-2 классов «Разноцветные науки». Далее следует обсудить возможные способы поиска нужной информации, выдвинуть версии творческих решений. Это даёт возможность ученику осознать цель и планировать ход работы, определить свою роль в достижении цели. Процесс деятельности становится предметом осознания, и в этом значимость данного этапа. Я своими вопросами направляла размышления учащихся, дала им возможность получить опыт в организации собственной деятельности. Учащимися было принято решение разделиться на группы. Каждая группа взяла на себя обязанности подготовки определённой станции (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология). В группах учащиеся взяли на себя определённые обязанности: поиск заданий, оформление станции, проведение станции и сопровождение команд. Для контроля этого задания мной были сделаны простые таблички, где ребёнок вписывал фамилию, группу и обязанность внутри группы. Этот приём позволяет увидеть, как распределена работа в группе. Важным аспектом в организации является распределение времени. Дети думают, что времени у них много и не спешат. Для этого я повесила календарь и выделила даты (начало проекта, сдача информации, обработка, подготовка реквизита, проведение игры). Этап самостоятельной работы самый длинный и сложный он и происходит на внеурочной деятельности. Задача учителя поддерживать мотивацию, вовремя направлять, помочь организовать промежуточные обсуждения. В этот этап входят и уроки, по тем дисциплинам, которые могут понадобиться в проекте. В наш проект вошли многие дисциплины, но так как игра для 1-2 классов задания должны были быть их уровня. С каждой командой мы выходили из этой ситуации по-разному. Например, собранные задания по математике мы проигрывали на устном счёте или на физкультминутке, задания по окружающему миру, учились выполнять сами, а для игры составляли задания вида «сделай по алгоритму». Такие задания на уроках помогали стимулировать проектную деятельность, давать дополнительный материал. На уроках дети с большим удовольствием выполняли задания своих одноклассников. Сама игра – продукт проходила во внеурочное время. Очень важно, чтобы ученики получили удовлетворение от проделанной работы, увидели результат, свои возможности и способности, захотели и впредь заниматься проектной деятельностью. Ну и главным этапом является рефлексия, конечно же, не учителя, а учащихся. Целесообразно дать им обдумать всё, что они сделали. Я же в своём проекте провела рефлексию в два этапа сразу после проведения игры и через несколько дней после, но создав видеофильм и дав вспомнить всё, что происходило. Из всего вышесказанного я считаю, что проект – эффективная форма реализации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся. Реализация взаимосвязи урочной и внеурочной образовательной деятельности при использовании метода проектов требует соблюдения следующих методических принципов: - соотнесённость внеурочной деятельности с рабочей программой учебных дисциплин; - актуализация разнообразных, потенциально интересных для школьников связей учебного материала с пространством культуры; - добровольность участия учеников в предлагаемой работе; - успешность, создаваемая положительной оценкой учителем и классным коллективом; - учёт индивидуальных потребностей, интересов и мотивов; - направленность на развитие активности каждого ученика. Очевидно, что взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности целесообразна и эффективна при понимании внеурочной деятельности, как формы образовательного процесса, направленной на повышение качества образовательных результатов. Она базируется на таком учебном программном материале, специфика которого дает возможность установления разнообразных связей с пространством школы и может быть реализована в разнообразных формах, особенно эффективно – в проектной деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»