Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа классного руководителя с трудными детьми и неблагополучными семьями

Тапленкова Оксана Валентиновна
Институт семьи представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Сегодня семья, как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), а также внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных семей, что не способствует успешному воспитанию и развитию детей в семье, реализации ими своих прав, удовлетворения потребностей.
Под неблагополучной семьёй склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания
Неблагополучной семьёй принято считать:
1.Конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов
2.Внешне респектабельные семьи (со скрытой формой неблагополучия)
Трудные дети  и неблагополучные семьи, неразрывно связаны между собой.
1.Дети из проблемных неблагополучных семей
Основные нарушения:
 -уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг; деструктивное поведение родителей; грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами;
2.Педагогически запущенные дети
Основные нарушения:
-категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.
Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления.
Современная российская общеобразовательная школа как социальный институт представляет собой образовательно-воспитательное учреждение, функционирующее в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1991 г.). Ведущую роль в организации работы в школе с трудными детьми и  неблагополучными семьями играет классный руководитель.
Важной целью классного руководителя является выявление причин, проблем, возникающих у школьника и его семьи, а также проведение социально - педагогической и психологической коррекционной работы по оказанию помощи в восстановлении «мира», взаимопонимания и положительной стабильности в семье. Он выполняет свою работу в пределах возложенных на него функциональных обязанностей и полномочий, его работа является профессиональной и характеризуется через деятельность, функции и систему. Деятельность классного руководителя осуществляется в соответствии с:
 (Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
Конвенцию о правах ребенка;
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
Положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга от 16 июля 2019 года N 2086-р
Во время работы с неблагополучной семьёй, педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.
Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.
Цель работы классного руководителя – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также выступает  в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми   из неблагополучных семей
1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания трудных детей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.
Как правило, работа классного руководителя с неблагополучной семьей строится в несколько этапов
1. Изучение семьи и условий жизни ребенка
2. Обследование жилищных условий проживания семьи
Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию
3. Выявление служб, ранее работавших с семьей.
На этом этапе классный руководитель получает информацию по проблеме от педагогов школы, по поводу обращения к ним родителей, близких родственников. Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты. По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка заполняются «Карта семьи» и «Социальная карта личности».
4. Реализация программы сопровождения семьи. Приоритеты работы классного руководителя на данном этапе:
-раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;
-охрана и защита прав несовершеннолетних;
-взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые будут помогать классному руководителю в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
-работа школьного совета по профилактике правонарушений среди обучающихся;
-систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы;
-профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;
-создание благоприятного микроклимата в классном коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
5. Посещения семьи
Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.
6. Оценка эффективности работы с семьей
На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:
– принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;
– специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком.
Классный руководитель выступает посредником между семьей и  школой. В помощь  неблагополучным семьям и трудным детям в школе работают службы:(СЛАЙД)
Служба медиации- работа которой  направлена на разрешение споров, конфликтных ситуаций, между участниками образовательного процесса (учащимися, учащимися и родителями). Метод направлен на решение главной цели – создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно. 
                  Психолого-педагогический консилиум (далее - ППК) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Совет по профилактике создаётся в школах  с целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и ведомств системы профилактики .
Методы работы классного руководителя: социально - педагогические беседы; консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности; патронаж семей. Разрешение семейных проблем - это, в первую очередь, желание самих членов семьи, их воля, усилия на пользу восстановления и процветания домашнего очага.
Для выявления причин девиантного поведения, неуспешности в учебе, труде, конфликтности с педагогами, одноклассниками составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений. В процессе контроля за ребенком проводится промежуточный мониторинг для определения успешности работы. Сюда входят посещения занятий, успеваемость, сведения о совершенных правонарушениях. Происходят повторные проверки условий проживания, развития, питания, общего климата в семье.
Для профилактики безнадзорности, классный руководитель контролируют внеурочную деятельность ученика: посещение кружков, секций; привлекают к работе в трудовых лагерях, отдыху в летнем школьном лагере.
Привлечение родителей к школьным и внеурочным мероприятиям - очень важная составляющая для формирования благополучной семьи. Родительские собрания, дни открытых дверей, конкурсы, выставки, организации школьных вечеров, педагогические консультации дадут возможность родителям лучше узнать своих детей, сблизиться, признать и исправить прошлые ошибки.
Сотрудничая с неблагополучными семьями, необходимо создать благоприятные условия для формирования здоровой и духовно богатой личности, раскрытия творческих способностей.
Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности классных руководителей на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия классных руководителей и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.
- вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенкаn выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.
(можно распечатать и раздать)
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
 
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.
5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:
1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»