Мотивация к учебной деятельности
Лаврентьева Виктория Викторвна,,
учитель английского языка ГБОУ школа №302
Мотивация младшего школьного возраста
Начиная с первых дней обучения в школе, все, что имеет отношение к учебной деятельности, становится для школьника важным. Сначала эта важность касается внешней стороны школьной жизни (формы, школьные принадлежности, новый распорядок дня и так далее), но потом его интересует более существенные вещи: отметки, отношение учителя и сверстников, появляется определенный интерес к знаниям, к решению каких-то задач.
По данным Л.И. Божович, учащиеся 1-2 класса воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не как отражение качества проделанной работы.
Ребенка мотивирует к учебе то, что связано с ближайшим будущим (в пределах 10-20 минут), с настоящими событиями. Когда говорят о мотивации младших школьников, используют понятие «непосредственно действующий мотив». Например, аргумент, что «вам это пригодится, когда подрастете», для младшего школьника абсолютно безразличен.
Хотя, по опросам, школьники наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу быть культурным», «хочу учиться, чтобы быть полезным», «хочу преодолевать трудности», они (эти мотивы) являются скорее декларируемыми (только на словах). В реальности преобладают такие мотивы, как «не хочу быть худшим», «приятно получать одобрение» и т.п. Для большинства первоклассников как таковой мотивации к учебной деятельности не существует. (1)
70% из них ориентированы не на получение знаний, а на поощрение или избежание наказания «здесь и сейчас». На самом деле только 8-10% детей учатся для получения знаний. Но, чем больше ученик учится в школе, тем ниже его интерес к учению. Это связано с противоречием между ожиданиями от школы и реальным процессом обучения.
Мотивацию к учебной деятельности у неуспевающих учеников можно пробудить за счет новизны материала (новой наглядности), за счет частой смены видов деятельности и игровых элементов урока.
Для пробуждения мотивации к учению у успевающих учащихся, важно создать для них ситуацию соревнования, достижения успеха (хорошая отметка и похвала взрослых). (2)
На неуспевающих отметка и похвала взрослых действует гораздо слабее в плане пробуждения мотивации к учебной деятельности, чем на успевающих. У слабых учащихся мотив достижения выражен гораздо слабее (или вообще отсутствует). Неудивительно, что у неуспевающих преобладает негативное отношение к учебе, поскольку ими движет стремление избежать неудачи (двойки, записи в дневнике и т.д.), а мотив достижения успеха им не свойственен. Перед учителем, следовательно, стоит очень тяжелая задача – создать для неуспевающего ученика ситуацию успеха – тогда есть шанс повысить его мотивацию к учению.
Средний школьный возраст
В этом возрасте многим подросткам свойственны: пессимизм, распад коллективных связей, пренебрежение правилами общественного поведения.
В мотивационной сфере происходит важное событие: подростки в значительной степени способны руководствоваться теми требованиями, которые они сами себе предъявляют. Они пытаются строить свое поведение в соответствии со своими собственными идеалами. (2)
Повышается выраженность чувства долга, ответственности: интересы уже не ситуативны, а возникают по мере накопления знаний. Мотивы становятся более устойчивыми, они все больше базируются на интересах и сформированных самими учащимися целях.
Интерес к чему-либо приобретает характер увлечения (эти увлечения носят бурный, интенсивный характер, но часто меняют друг друга в течение короткого периода времени). Учителя знают, что эти интересы почти не связаны с учебной деятельностью.
В мотивах подростков есть аргументация и предвидение последствий принятых решений. Следовательно, мотивационные процессы ими осознаются в гораздо более полном объеме.
Характерным для подросткового возраста является несоответствие целей возможностям (хотят многого, не понимая, что не в состоянии этого достичь сейчас). У большинства подростков завышенный уровень притязаний, что является причиной частых неудач в осуществлении задуманного. Поэтому среди подростков можно часто наблюдать проявление неудовлетворительности жизнью («меня не понимают; все не так, как хочется» и т.д.)
Итак, можно сделать вывод, что если преподаватель знает тонкости определенного возраста его учащихся, то ему будет легче найти правильный подход в обучении.
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд.второе, доп. испр. и перераб. – М.: Логос, 2003 – 384с.
2. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. Учебных заведений: изд. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.