Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах
Климаненко Галина Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Каковы причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми? Что же такое неуспеваемость? Какие нужны формы и методы работы?Неуспеваемость – это результативность школьного обучения, несоответствующая нормативным критериям и являющаяся следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.
Русский советский философ, педагог и психолог П. П. Блонский, составляя общую типологию школьников, выделил типы неуспевающих школьников.
Первый тип он назвал «плохой ученик». Для учеников данного типа характерны следующие черты:
1) ученик задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника характеризуют его деятельность в учебном процессе, поэтому могут быть использованы в определении неуспеваемости.
Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих.
Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.
Среди психологических причин неуспеваемости выделяются следующие:
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1) не способен устанавливать причинно-следственные связи;
2) не может организовать свое время;
3) не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Неуспевающие дети часто отвлекаются, очень подвижны, неусидчивы, быстро утомляются и у них медленный темп работы; они часто конфликтуют со сверстниками, учителями, отказываются от усилий в учебной деятельности.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Для мотивации, для того, чтобы вызвать у младших школьников неподдельный интерес к уроку, помогает использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением. Это могут быть хлопки, бег, ходьба, бросание кубика, мяча и т. д. Это также воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Конечно же, дидактические игры, основанные на движении, должны учитывать дидактические требования к уроку, а именно должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока.
Для развития интеллекта используются интеллектуально-развивающие игры - разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди подобных игр наиболее популярны у учеников начальной школы игры в загадки. Ученику будет интересно не только отгадывать загадки, но и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Процесс отгадывания можно назвать своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные способности учащегося. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.
В уроках можно использовать различные игры «на превращение слов». Такие игры развивают у учеников орфографическое чутьё, позволяют предупредить некоторые ошибки, и, конечно же, даёт возможность повторить и закрепить правила грамматики. Подобные игры направлены и на развитие речи.
С целью повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости учитель должен придавать особое значение целенаправленному развитию познавательного интереса. Особенно важен для формирования познавательного интереса у учащихся подбор образного, яркого, занимательного учебного материала, добавление этого материала к общему роду учебных примеров и заданий. Использование этого метода позволяет создать в классе атмосферу эмоциональной приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. Помогает и проведение уроков в необычной форме, например, урок математики в форме игры-путешествия, устного журнала, урока-КВНа.
Формирование проблемных ситуаций делает учебное занятие интересным и занимательным. Значительно стимулирует желание учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.
На занятиях очень важно организовывать различные виды самоконтроля и взаимоконтроля: предоставлять учащимся право спрашивать своих одноклассников. Можно дать возможность ученикам составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, давать задания соседу по парте, объяснять задания, составлять презентации и делать сообщения. Соревновательный момент тоже может побудить учеников, например, диктант составляет тот, кто лучше выполнил какое-либо задание.
Большую помощь в организации индивидуальной работы оказывают карточки разной сложности, перфокарты, памятки, карточки-помогайки, алгоритмы по всем изучаемым темам уроков русского языка, математики, окружающего мира. Использование карточек повышает не только интерес детей к работе на уроке, но и помогает систематически учитывать уровень знаний школьника, характер их затруднений в изучении учебного материала.
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками:
1. Во время опроса «слабоуспевающих» учеников необходимо дать им алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при выполнении домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать краткие предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Помогать последовательно изложить материал, задавая ученикам наводящие вопросы, если есть такая возможность.
3. В обязательном порядке проверять усвоение материала по темам тех уроков, на которых ученик отсутствовал по какой-либо причине.
4. Создавать атмосферу доброжелательности в ходе опроса и при анализе его результатов.
5. Учитывая особенность «слабоуспевающих» учеников, а именно, нежелание задавать вопросы тогда, когда что-то неясно, в процессе изучения нового материала следует обращать внимание учеников на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами для выяснения понимания им учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Почаще хвалите учеников, особенно это важно эмоционально-зависимым ученикам. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.