Методическая разработка урока русского языка (1 класс) по программе «Школа России»
Применение информационных технологий в начальной школе
Крылова Герта Генриховна,
ГБОУ СОШ №222 с углублённым
изучением немецкого языка «Петришуле»
Центрального района Санкт-Петербурга
Тема:Мягкий знак как показатель мягкости звука
Тип: Изучение нового материала
Задачи:
• организовать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
• способствовать овладению умением обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце и в середине слова перед согласным;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память
Предметные:
• соотносить количество звуков и букв в таких словах, как «конь», «день», «деньки»;
• подбирать примеры слов с мягким знаком;
обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце и в середине слова перед согласным.
Метапредметные:
• понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
• планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
• определять тему и основную мысль текста;
оценивать результаты выполнения работы.
Личностные:
• проявлять интерес к новым знаниям;
выполнять правила поведения ученика на уроке.
Оборудование:
Учебник, с. 87—89; рабочая тетрадь с. 45—46; электронное приложение к учебнику; компьютер; проектор; интерактивная доска; презентация по теме урока.
Ход урока
1. Мотивация познавательной деятельности (Слайд 1)
Учитель: - Ребята, послушайте загадки и назовите отгадки:
В воде купался,
А сух остался
Ученики - Гусь. (Слайд 2)
Учитель: - Кто приходит,
Кто уходит-
Все её за ручку водят (Слайд 2)
Ученики: - Дверь (Слайд 3)
Учитель: - Какие звуки мы слышим на конце слов – отгадок?
Ученики: - Мягкие согласные звуки [c’] и [р’].
Учитель: - Какая буква обозначает мягкость согласных звуков на конце слов – отгадок? (Слайд 4 – слова - отгадки)
Ученики: - Буква «мягкий знак».
Учитель: - Найдите в учебнике на стр. 143 название раздела и определите темы, которые мы уже изучили. Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?
Ученики: - Читают содержание, называют изученные темы, выделяют новую тему: «Мягкий знак».
Учитель: - Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 87 и скажите, с чем мы сегодня познакомимся? Чему научимся? Что узнаем?
Ученики: - Находят с. 87, определяют задачу урока: узнать, когда в словах употребляется буква ь (мягкий знак).
Учитель: - Верно, ребята. (Слайд 5: «Познакомимся с написанием буквы «Ь». Научимся писать слова с буквой «Ь». Узнаем какую роль выполняет буква «Ь» в словах).
2. Актуализация необходимых знаний
Учитель: - Прочитайте стихотворение упр. 1 в учебнике. (На доске задание из электронного приложения к уроку).
- Подумайте, о чем это стихотворение?
- Как его можно озаглавить?
- Почему растение называется подснежником?
- Как это растение называет автор? Почему?
- Как можно ещё назвать подснежник?
- Какая буква выделена в словах?
- Что мы узнали об этой букве на уроках литературного чтения, когда учились читать?
Ученики: - Читают стихотворение шёпотом, затем вслух, выразительно. Отвечают на вопросы учителя по осмыслению текста.
Предлагают варианты заголовка.
Называют выделенную букву — ь (мягкий знак).
Обобщают известные им сведения об этой букве.
3.Организация познавательной деятельности
Учитель: - Прочитайте слова из упр. 2 в учебнике (Слайд 8)
- В каких из них вы напишите букву мягкий знак?
- Вставьте букву мягкий знак в слова на доске.
- Сделайте вывод, когда употребляется в словах буква мягкий знак «Ь»?
Ученики: - Читают слова, выясняют их лексическое значение.
Сравнивают звучание слов в каждой паре. Находят отличия.
Делают вывод о том, что мягкость согласных звуков на письме обозначена буквой «ь». Соотносят свой вывод со сведениями в учебнике (с. 88).
Учитель: - Откройте рабочие тетради и найдите упр. 43.(На доске материал к уроку из электронного приложения)
- Прочитайте текст.
- О ком говорится в тексте? Как мы можем его озаглавить?
- Найдите в тексте слова, где пишется ь, подчеркните его.
- Произнесите эти слова и звуки, мягкость которых обозначена буквой «ь».
Ученики: - Читают текст тихо, затем вслух, выразительно.
Рассуждают о том, почему воробей решил, что в светофоре живёт сова. Предлагают варианты заголовков. Выбирают наиболее удачный, записывают его.
Находят в словах «ь». Произносят эти слова и звуки, мягкость которых обозначена буквой «ь».
Физкультминутка
Работа в парах
Учитель: - А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Выполните задание упражнения 4 учебника самостоятельно
Ученики: - Читают задание. Планируют в парах порядок выполнения. Находят спрятавшиеся слова, подчёркивают «ь» в словах.
Произносят звуки, мягкость которых обозначена буквой ь.
Читают задание. Планируют порядок действий. Сравнивают слова в парах. Слушают звучание. Выбирают слова, где звук обозначается одной буквой (доктор, пенал, палка), и слова, где звук обозначается двумя буквами (словарь, учитель, пальто).
Объясняют свой ответ. Находят слова, где звуков меньше, чем букв. Доказывают свою точку зрения.
Учитель: - Сейчас вы будете разгадывать кроссворд.(Слайд 11) Вам нужно вписать в клеточки названия животных. Вспомните, как правильно разгадывать кроссворд. Продолжаем работать в парах.
Ученики: - Читают задание.
Комментируют, как правильно разгадывать кроссворд.
В парах выбирают слова, вписывают их в клеточки. Произносят слова, называют звуки, мягкость которых обозначена буквой «ь».
Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Самостоятельно принимают решение, в каких словах необходимо писать «ь».
Во время фронтальной работы проводят самостоятельную проверку и оценку результатов
4.Подведение итогов
Учитель: -Вспомните тему нашего урока.
- Какую задачу мы поставили в начале урока?
- Когда в словах употребляется буква «ь»?
- Приведите примеры.
Ученики: - Обобщают сведения, полученные на уроке:
Ь – обозначает мягкость предшествующего согласного звука;
Ь – не обозначает звука.
5.Рефлексия
Учитель: - Какие задания вызвали трудности?
- С какими заданиями вы легко справились?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Оцените свою работу на уроке при помощи разноцветных смайликов.
Ученики: - Отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность
Учитель: - Молодцы, ребята! Спасибо за урок! (Слайд 14)
Творческое задание (по желанию): найти в разных источниках информации слова — названия животных, в которых пишется буква «ь».