Формирование УУД через игровые формы урока
в начальной школе
Сауткина Ирина Сергеевна,
учитель английского языка ГБОУ гимназии 107
Выборгского района Санкт-Петербурга
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Что такое УУД? В широком значении термин «УУД» означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность и способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
- личностные, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях;
- регулятивные, обеспечивающие организацию учебной деятельности учащихся;
- познавательные, обеспечивающие успешность различных интеллектуальных операций;
- коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей строить продуктивное взаимодействие.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Все виды универсальных учебных действий не могут формироваться обособленно, т.к. они взаимосвязаны между собой. Комплексному формированию УУД, особенно на начальном этапе обучения, способствует игровая деятельность. В обучении английскому языку уже давно доказана эффективность использования игр, т. к. они способствуют естественному изучению языка. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - что сказать, как поступить, как выиграть, что, несомненно, обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей же игра - это увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим, у детей возникает чувство удовлетворения тем, что они могут говорить наравне со всеми в группе. Являясь одним из ведущих методов обучения английскому языку в начальной школе, игра выполняет несколько важных функций: обучающую, т.к. создает возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка; эмоционально- мотивационную, т.к. приносит радость и удовольствие на урок, является хорошей мотивацией интереса учащихся к изучению английского языка. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности; воспитательную, т.к. несет в себе нравственное начало. Благодаря игре, дети учатся работать в парах, группах, учатся слушать друг друга, чувствовать ответственность друг за друга, помогать своим членам команды справиться с заданием. В ходе игры, учитель воспитывает у детей культуру общения, становится ближе к детям, улучшает отношения между детьми в группе. Дети становятся более доброжелательными, отзывчивыми, серьезными и целенаправленными в их стремлении достичь общую цель - победу. Итак, игра на уроках английского языка в начальных классах не только обучает детей, не только вызывает у ребят желание изучать язык других стран, но и воспитывает в них доброту, уважение к чужому мнению, ответственность и организованность. Таким образом, игровая деятельность на начальном этапе обучения английскому языку способствует формированию и развитию всех видов универсальных учебных действий.