Дифференцированный подход в начальной школе
Грагерт Ирина Юрьевна
Деление класса на группы, из которых одна сильней другой... полезно,
если наставник умеет, занимаясь с одной группой,
сам давать двум полезные самостоятельные упражнения.
К.Д. Ушинский
Придя в школу, попадая в класс, дети часто сталкиваются с тем, что, будучи любимыми дома, им приходится зарабатывать свой авторитет с нуля. И, если в семье ребенок на особом положении и все его особенности расцениваются как проявления индивидуальности, то в школе возникает ряд проблем: теперь спокойствие расценивается как заторможенность, активность, неуместная веселость - как плохое поведение, признак гиперактивности, отсутствие стремления к порядку – как неопрятность и т.д. Часто приходится видеть, что дети не только испытывают стресс, так как чувствуют, что их не принимает коллектив, но и всячески демонстрируют неприятие по отношению к другим детям, хотя находятся в таком же положении. Причин тому много, однако, наиболее распространенная – это отсутствие терпимости к человеку, имеющему другие личностные, интеллектуальные качества.
Поэтому, осуществлять дифференцированный подход крайне сложно. Ведь деление на группы – это в каком-то смысле приговор, даже если он со знаком плюс. Дети, зная что один из них относится к сильной группе, завидуют этому ребенку, зная, что другой слабый ученик – подтрунивают над ним. Средних никто не замечает. А ведь все мы индивидуальны, у всех свои таланты, способности, возможности. Так редко их удается развить из-за проблем самооценки, неумения вовремя выявить способности каждого, а также работать над их развитием.
Дифференцированный подход – эффективный механизм не только воспитания, но и обучения. Однако, работать безошибочно, не причиняя вреда ребенку, он может только в умелых руках учителя.
Точная, правильная диагностика уровня развитости ребенка в личностном плане, а также в сфере способностей, склонностей к разным направлениям в науке и т.д. имеет важнейшую роль в судьбе ребенка.
Ведь ошибок быть не должно: посадив ребенка учиться в коррекционный класс, мы можем добиться обратного результата. Не видя примеров для подражания, ученик такого класса может начать учиться еще хуже и тогда мы говорим о педагогической ошибке, исправлять которую, возможно, придется ни один десяток лет, ведь наши комплексы из детства закрывают перед нами множество дверей.
Необходимо еще до школы, а, возможно, даже и до посещения детского сада, учить ребенка принимать людей такими какие они есть. Не завышать требования, не быть жестокими к слабым и завистливыми к сильным. Для этого совершенно необходимо воспитывать в детях будущих родителей, которые, в свою очередь будут иметь терпимость как одну из важнейших черт характера.
Придя в школу, дети уже хорошо идентифицируют себя с одной группой детей и противопоставляют другой. Именно от родителей зависит насколько травматична будет эта идентификация.
В связи с проблематичностью осуществления индивидуального подхода в условиях классно-урочной системы, огромную помощь учителю в диагностике и коррекции в той или иной области воспитательного и образовательного процесса, может оказать дифференцированный подход.
Не касаясь проблем внешней дифференциации (разделение учащихся на базе определенных способностей, общего состояния здоровья, уровня обучаемости и развития), рассмотрим некоторые аспекты внутренней дифференциации.
Внутренняя дифференциация всегда имеет свои положительные и отрицательные стороны. Не каждый учитель может объективно оценить способности, исключительность ребенка, особенно в начале учебного процесса, в частности в первом классе. Рекомендуется наблюдение за ребенком, поступившим в первый класс в течении года, чтобы не допустить ошибочной дифференциации. Так как дети не сразу могут проявить себя из-за длительного периода адаптации к школе. У детей в классе могут быть различные способности, умения, поведенческие реакции. Чуткое наблюдение за их особенностями – важная составляющая оптимальной дифференциации.
Не стоит делать поспешные выводы: ведь от того, насколько объективен будет учитель при разделении детей на группы, будет зависеть степень оптимальности условий для дальнейшего развития каждой личности.
Однако, многие особенности учеников, опытный учитель может заметить с первых дней знакомства с детьми: например, дети по-разному справляются со скоростью проведения уроков (кто-то справляется, для кого-то он кажется медленным, кому-то слишком быстрым), заданной учителем, по-разному понимают один и тот же учебный текст (кому-то требуется повторение, кто-то все понимает с первого раза). Успешность освоения учебного материала, прочность знаний, уровень развития ребенка зависят не только от деятельности учителя, но и от особенностей психических функций учеников, от их познавательных возможностей.
Совместно с школьным психологом, при поступлении в школу, можно провести диагностику готовности к обучению детей. Чаще всего по итогам данной диагностики выделяют три группы детей: нуждающихся в постоянной помощи учителя (слабая степень подготовки), требующих определенной помощи со стороны учителя (средний уровень подготовки) и способные к творческому выполнению заданий (высокая степень подготовки).
Давая детям задания определенной сложности, в зависимости от уровня подготовки, нельзя забывать, что некоторые дети очень быстро могут понять, что задания даются всем разные и произойдет закрепление идентификации себя с определенной группой. В таком случае начнутся вопросы со стороны учащихся, к ним нужно быть готовым. Чаще всего этот вопрос звучит как «А почему ему/ей другое задание?» или «А почему ему/ей такое простое задание?». От того как учитель среагирует на данные вопросы, насколько спокойно он к ним отнесется и как расставит акценты зависит то, как в классе будет проявляться отношение ребят друг к другу. Ведь независимо от способностей нужно учить детей относиться ко всем с уважением.
Учитель должен знать положительные, сильные стороны каждого ученика, чтобы в случае возникновения вопросов, возникающих у более подготовленных учеников, с чем связана легкость заданий менее подготовленных, сразу компенсировать видимые недостатки, явными достоинствами, которые есть даже у самых слабых учащихся.
Также целесообразно, более сильных учеников просить помочь более слабым, следить при этом, чтобы те проявляли терпение, вежливость по отношению к более слабым детям.
Необходимо не забывать регулярно проводить повторную диагностику детей, так как дифференцированная работа не проходит даром. Состав групп регулярно меняется. Учитель не должен зацикливаться на постоянном составе групп, особенно, когда дифференциация проходит по разным основаниям.
Например, легко обучаемый ребенок может с легкостью выполнять задания по разным предметам на скорость, однако, при выполнении заданий, требующих от него терпения, точности, может не справиться с заданием, а тот ученик, который имеет низкую степень обучаемости, дотошно выполнит понятное ему задание. В таких случаях необходимо не уставать хвалить детей за любые, даже минимальные успехи.
Способ восприятия информации в одном классе может разниться. Кинестетики, визуалы, аудиалы воспринимают информацию по разному и, в зависимости от того, насколько индивидуально подойдет учитель к особенностям ребенка, будет зависеть качество восприятия изучаемого материала.
Существует ряд диагностических методик, благодаря которым можно более или менее точно определить основной канал восприятия ребенка. Не обойтись здесь и без работы с родителями. Н.А.Карпушина, например, предлагает следующий тест-опрос для родителей:
1. Чем больше всего любит заниматься ваш ребёнок?
2. Как он устанавливает контакт с детьми во дворе?
3. Как он ведёт себя, когда приходят гости?
4. Как он играет с животными?
5. Разборчив ли в еде, одежде?
6. Как он переживает неудачу?
7. Как он просит?
8. Что он рассказывает о своей школьной жизни?
9. Какие уроки делает охотнее всего?
10. Любит ли он рисовать?
11. Какие идеи и фантазии приходят ему в голову?
Также учитель проводит собственное наблюдение за учениками, затем делает выводы о принадлежности ученика к той или иной группе: аудиалы (легче воспринимают информацию на слух), визуалы (легко воспринимают зрительную информацию) и кинестетики (ощущения тела, движения, запахи, вкус имеют для таких детей большее значение, чем слуховая и зрительная информация). В идеале, необходимо любую информацию предоставлять с учетом наличия детей с разными особенностями, таким образом можно также развить у детей те органы чувств, которые у них развиты недостаточно.
С самого рождения мы имеем свои индивидуальные особенности. Существует три основных фактора влияющих на то, какими мы будем: генетика, семья и среда, социальное окружение. Один из этих факторов невозможно изменить: генетика - та база, которая есть у каждого при рождении. Однако она не является определяющей. Конечно, мы не можем повлиять на темперамент человека, но мы можем помочь сформировать правильно характер, чтобы в будущем можно было использовать его во благо, постараться нивелировать все его минусы. От того, какая социальная среда будет окружать ребенка, зависят его представления о мире. Если его окружают люди, интересующиеся книгами, познанием в лучшем его проявлении, добры, внимательны друг к другу, перед ребенком есть примеры хороших отношений, мы можем не беспокоиться, что его внутренний мир будет формироваться в нужном направлении.
Таким образом, семья и социальное окружение способны оказать значительное воздействие на личность ребенка. Именно в семье можно привить такое необходимое качество для современного человека как терпимость. В противном случае, в ребенке может зародиться неприятие к иному, незнакомому, непонятному для него внутреннему миру другого человека.
Список использованной литературы:
- Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ Начальная школа. 2004, №2.
- Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей. \\ Начальная школа. 2000, №2.
- Под ред. д.п.н., проф. В.Н.Максимовой. Диагностика обученности (начальная школа). СПб., 1999.
- Под ред. Раева А.И. Педагогическая психология. С-Пб.,1999.
- Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Т.1-2. М., 1952.