Использование рейтинговой накопительной системы
в начальной школе
Мищенко Ольга Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
ГБОУ СОШ №106 Санкт-Петербурга
Рейтинговая накопительная система – это накопительная, индивидуальная и критериально - ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании.
Необходимость ее внедрения возникла с введением ФГОС и отраженными в законе требованиями в оценке:
- субъективность
- объективность
- открытость
- оценивается деятельность
- критериальность
- использование накопительной системы оценивания
- самооценка
Главное назначение оценки:
- формирование у школьников умений оценивать свои результаты,
- сравнивать их с эталонными,
- видеть ошибки,
- знать требования к работам разного вида.
Рейтинговая система оценки – это система интегральной оценки всех видов деятельности субъектов образовательного процесса, выраженная в баллах. РНС – рейтинговая накопительная система оценивания деятельности учащихся, которая позволяет
- реализацию индивидуального подхода;
- реализацию компетентностного подхода;
- учесть уровень обученности ученика – субъекта учебного планирования;
- возможность оценивать достижение развивающих целей;
- изменить стиль взаимодействия педагога и учащихся;
- осуществить «прозрачность» учебного процесса;
- осуществить совершенствование УМК.
В рейтинговую накопительную систему может входить:
-Перечень видов деятельностей (обязательных и вариативных), сформулированных в виде результатов.
-Нормативные требования: посещаемость, активность, поведение на занятии и т.д., которые учитель определяет исходя из списка значимых качеств.
- Дополнительные параметры оценивания.
При использовании данной системы оценивания, учитель осуществляет рубрикацию или спецификацию целей для себя и для учащихся.
Ниже предложен один из примеров рубрикации при использовании рейтинговой накопительной системы в начальной школе.
1.Выбор временного промежутка
Тема: Уравнения. Нахождение неизвестного вычитаемого. – 1 урок
Блок – из 3х уроков
2.Цель и актуальность в развитии учащихся
Формулировка цели |
Объяснение цели, ее смысл |
Умение решать уравнения с помощью правила о нахождении неизвестного вычитаемого, если известны разность и уменьшаемое, проверять решение уравнения с помощью правила. |
Необходимо научиться проговаривать свои действия при решении уравнений называя компоненты сложения и вычитания. Уметь формулировать правило, которое помогает найти решение данного уравнения. Зная правило решений разных типов уравнений, можно научиться решать задачи. |
3. Рубрикация цели:
1 уровень: умение выбрать правильный способ решения уравнения с неизвестным вычитаемым; правильно определить нахождение части и целого. Научиться пользоваться вспомогательной карточкой-правилом.
2 уровень: - умение самостоятельно определить нахождение компонентов вычитания в уравнении и правильно записать решение уравнения и его проверку. Сформулировать правило с помощью вспомогательной карточки-правила.
3 уровень: - умение самостоятельно определить нахождение компонентов вычитания в уравнении и правильно записать решение уравнения и его проверку, самостоятельно сформулировать правило нахождения неизвестного вычитаемого, а также умение выбрать (и решить) из представленных уравнений только те, в которых необходимо использовать сформулированное правило.
4 уровень: умение самостоятельно определить нахождение компонентов вычитания в уравнении и правильно записать решение уравнения и его проверку, самостоятельно сформулировать правило нахождения неизвестного вычитаемого, а также умение разбить на группы все представленные уравнения , сформулировать правила их решения соответственно каждой группе; решить их с записью в тетрадь.
5 уровень: умение самостоятельно определить нахождение компонентов вычитания в уравнении и правильно записать решение уравнения и его проверку, самостоятельно сформулировать правило нахождения неизвестного вычитаемого, а также умение разбить на группы все представленные уравнения , сформулировать правила их решения соответственно каждой группе; решить их с записью в тетрадь. А также по предложенной текстовой задаче составить уравнение для ее решения, самостоятельно сформулировать правило и записать решение задачи в виде уравнения в тетрадь.
6 уровень: умение самостоятельно определить нахождение компонентов вычитания в уравнении и правильно записать решение уравнения и его проверку, самостоятельно сформулировать правило нахождения неизвестного вычитаемого, а также умение разбить на группы все представленные уравнения , сформулировать правила их решения соответственно каждой группе; решить их с записью в тетрадь; по предложенной текстовой задаче составить уравнение для ее решения, самостоятельно сформулировать правило и записать решение задачи в виде уравнения в тетрадь. А также самостоятельно составить текстовую задачу, которая будет решена уравнением на заданное правило. Уметь ее правильно оформить в письменном виде.
Рубрикация для учащихся
|
Я могу правильно определить, где находятся части и целое в этом уравнении. Я не уверен, что смогу правильно объяснить свои действия при решении уравнения с помощью названий компонентов вычитания и правильно записать уравнение и его проверку. |
|
Я могу правильно назвать все компоненты действия вычитания и определить где они находятся в данном уравнении. Я не уверен, что смогу самостоятельно сформулировать правило нахождения неизвестного вычитаемого и правильно рассказать о своих действиях , но могу правильно записать решение уравнения и его проверку. |
|
Я могу правильно определить все компоненты в уравнении и самостоятельно сформулировать правило нахождения неизвестного вычитаемого. Я могу из всех уравнений выбрать только те, в которых неизвестно вычитаемое, а также правильно записать решение и проверку этих уравнений. |
+ |
Я могу распределить на группы все предложенные уравнения и правильно решить их с объяснением тех правил, которые необходимы для нахождения корня уравнения. |
+ |
Я могу самостоятельно составить уравнение по предложенной задаче, а также правильно записать решение задачи уравнением. |
+ |
Я могу самостоятельно придумать текстовую задачу, в которой будет неизвестно вычитаемое, могу составить уравнение и с его помощью решить задачу. |
ВЫВОД |
Мне надо еще поработать над |
КОММЕНТАРИИ УЧИТЕЛЯ |
|
|
|
Задания для учащихся по уровням
уровень |
задание |
баллы |
1 |
4-а=1 15-х=10 9-у=5
Вспомогательная карточка-правило: Уменьшаемое-вычитаемое=разность. У-В=Р Если неизвестно вычитаемое, то надо из уменьшаемого вычесть разность. ?В =У-Р |
2 |
2 |
Расставь названия компонентов вычитания. Запиши решение уравнения и его проверку.
4-а=1 15-х=10 9-у=5 |
3 |
3 |
Выбери и запиши решение и проверку только тех уравнений, в которых неизвестно вычитаемое:
4-а=1 у-6=7 15-х=10 9-у=5 9+х=16 Х-9=10 |
4 |
4 |
Определи, какое правило необходимо знать, чтобы найти корень каждого уравнения. Распредели на группы все уравнения, запиши их по группам в столбики и реши их с проверкой.
4-а=1 у-6=7 15-х=10 у-6=7 х-9=10 Х+9=15 9-у=5 9+х=16 х + 10=13
|
5 |
5 |
Реши задачу с помощью уравнения, где неизвестное число обозначим переменной х.
В автобусе ехали 17 пассажиров. После того как на остановке вышли несколько человек, в автобусе осталось 15 пассажиров. Сколько человек вышло на остановке? |
6 |
6 |
Составь самостоятельно задачу, которую можно решить с помощью уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого. Обозначь неизвестное число переменной х. Запиши решение этой задачи с помощью уравнения. |
6,5 |