К вопросу об информационных технологиях
Форсилова М.В., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №391, г. Санкт-Петербург
XXI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Для поиска информации использование компьютерной техники значительно облегчает работу и делает её эффективнее. Быстрее и проще получить необходимые сведения с помощью компьютерных программных средств, к которым относятся системы поиска Интернета, электронные информационно-справочные материалы, электронные учебные пособия.
Появилась возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Урок с использованием информационных технологий отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Широкое использование информационных технологий в школе и вне школы способно оказывать существенное влияние на личность младшего школьника. Они обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, удовлетворяют индивидуальную познавательную потребность, развивают, повышают самостоятельность и самооценку каждого ребенка. Компьютер, можно сказать, расширяет возрастные возможности детей, без особого труда осваивающих приемы работы, которые подчас недоступны взрослым. У таких школьников формируются более широкие представления об окружающем мире, вырабатываются собственные способы организации режима дня, распределения времени, они открывают и осваивают новые формы взаимодействия с другими людьми.
Безусловно, работа с компьютером в начальных классах строго регламентирована правилами и нормативами и осуществляется под контролем. Наши дети любят играть. Безусловно, взрослые должны понимать всю неоднозначность, негативное, разрушительное влияние многих компьютерных игр агрессивного содержания.
Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
Литература:
1.Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Поливанова К.Н. - 2-е изд. - М.Просвещение, 2011-192 с.- (Работаем по новым стандартам).