СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием ,почтеннее, чем родители: одни дали жизнь, а другие добрую жизнь.
АРИСТОТЕЛЬ.
Каждый из нас мечтает, чтобы наши учащиеся стали образованными, развитыми и воспитанными людьми. И не просто мечтает, а прилагает немало усилий для педагогического обеспечения интеллектуального, духовно- нравственного и физического развития детей. Но не всё, разумеется, зависит от учителя. Большой вклад в развитие и воспитание детей должны вносить родители, семьи учеников. Но это не в нашем случае. Наши семьи оказать помощь школе практически не в состоянии. Комплексный характер влияния учителя на развитие ребёнка обогащает его интеллектуальный, нравственный, коммуникативный и физический потенциал, содействуя формированию сознания , эмоционально-чувственной и поведенческо - деятельной сфер ребёнка.
С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных прочесов, приобретение им качеств, свойственным взрослым людям.
Н. П. Блонский отследил взаимосвязь между успеваемостью школьников и наличием у них работоспособности, умственного развития, организованности, интереса к учению. Неуспевающие ученики, как правило, ниже, легче, худее и с более узкой грудной клеткой, малокровные, зачастую неврастеники. Как правило, носовые болезни содействуют быстрой утомляемости. Эти проблемы наблюдаются и у наших учеников. Поэтому учителя в начальной школе при поступлении ребёнка в первый класс ,когда ему необходимо в течении длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и запоминать всё то, о чём говорит учитель, проводят диагностику сформированности общеучебных умений и навыков. В начальной школе существует вот такая программа .
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.Сформированность навыков самообслуживания.
2.Умение организовать рабочее место.
3.Включение в учебную деятельность.
4.Выбор досуговой деятельности.
5.Отношение к трудовой деятельности.
6.Умение работать с книгой.
7.Планирование деятельности.
8.Оценка действий.
9.Самообразование.
10.Творческая активность.
Разумеется, к каждой возрастной группе предъявляются свои требования.
Диаграммы наблюдений по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся
2010-2011 учебный год.
Возникает необходимость выравнивания детей, т. е. коррекция их психо- физического развития. Этим мы и занимаемся на коррекционных занятиях, на индивидуально-развивающих занятиях и на консультациях.
2011-2012 учебный год.
Особая трудность 9-10 летнего учащегося – саморегуляция поведения. Углублённая и продуктивная умственная работа в этом возрасте требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения внимания на учебных задачах. По нашему мнению, в этом возрасте ни один проступок детей не должен оставаться без внимания. Ученик должен научиться анализировать свои поступки и понимать, что требуется от него в той или иной ситуации. В этом случае ребёнку лучше понять себя и учителю взглянуть на него по -новому, помогают тесты. Один из которых предлагаем вашему вниманию.
О чём рассказывает отметка?
-Старание
-Лень
-Настойчивость
-Безразличие
-Неаккуратность
-Самоконтроль
-Аккуратность
-Безделье
-Трудолюбие
-Внимание
-Занятие посторонними делами на уроке
-Любознательность
Назовите качества, необходимые для успешной работы. Обведите их значками: кружок, треугольник, квадрат, прямоугольник, звездочка
-----------------------------------------------------------------------------
На линейке качества обозначь символом место каждой отметки.
Обведите отметки, 2 , 5, 3, 4 ,которые вы чаще всего получаете. Объясните, почему это происходит. А затем объясняется смысл пословицы: КАКОВЫ ТРУДЫ, ТАКОВЫ И ПЛОДЫ.
Так же помогают учащимся увидеть и понять свои проблемы « Маленькие тесты», которые можно связать с темой урока. Например, тема урока «Имя прилагательное»
На доске:
-добр—
-умн—
-красив—
-высок—
-упрям—
-ленив—
Выбрать имена прилагательные, которые относятся к тебе, поставить их в нужном роде. И т. д. Важно, чтобы учащиеся были внимательны на уроке, следили за ответами товарища. Этому помогает работа в парах, в группах. Оценивая ответы, дети учатся анализировать, контролировать ответы товарищей и свои ответы. Диаграммы усвоения программного материала.
Позитивно-ценностное отношение к природе, осознание своей роли жителя планеты ЗЕМЛЯ формируют такие игры- занятия на классных часах, как:
-Что доброго я могу сделать?
-Что зависит от меня?
-Трудно ли быть писателем? Поэтом?
Чтобы дети самостоятельно могли найти решение возникающих проблем внутри себя и в общении с другими, проводится вышеуказанная работа.
По таблице можно проследить личностные качества, коммуникативность каждого из детей.
1.Готовит рабочее место
2Выполняет правила гигиены уч. труда
3.Понимает уч. задачу, действует строго в соответствии с ней
4.Работает в заданном темпе
5.Оценивает свою учебную деятельность.
6.Оценивает деятельность товарища.
7.Умеет работать самостоятельно
8.Умеет работать вместе с товарищами.
9.Оказывает необходимую помощь учителю.
10.Умеет найти рассказ по оглавлению.
11.Умеет вы брать книгу на определённую тему.
12. Умеет ориентироваться в книге.
Учитель! Дни жизни твоей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают.
А в памяти носят уроки твои
И в сердце тебя сохраняют.
Мне бы хотелось, чтобы опыт , который приобрели наши дети, помог им в дальнейшей жизни принимать только правильные решения.
ТЕСТ НА СТРЕСОУСТОЙЧИВОСТЬ.
Раздражает ли вас
1.Смятая газета, которую вы хотите прочитать
2.Молодящаяся женщина
3.Черезмерная близость собеседника при разгоаоре
4.Курящая женщина
5.Человек,кашляющий в вашу сторну
6Если кто-то грызет ногти
7.Кто –то смеётся громко, невпопад
8.Когда кто-то пытается учить вас
9.Когда близкие постоянно опаздывают
10.Когда в кино кто-то вертится, разговаривает
11.Когда рассказывают сюжет книги ,которую вы собираетесь прочитать
12.Дарят ненужные вещи
13.Громкий разговор в транспорте
14.Человек, жестикулирующий во время разговора
15.Сильный запах духов
16.Человек, употребляющий слова- паразиты
Спасибо!