Сенсорное развитие детей в начальной школе
Черепанова Ольга Анатольевна
Начальная школа – важный период в жизни человека. Большинство родителей радеют за своих детей, записывают их на многочисленные занятия и секции, развивают интеллектуально и физически, делают вместе с детьми домашнее задание, учат стихи и таблицу умножения. Штудируют тоннами специальную литературу, участвуют в форумах…, но, остановившись на секунду в этом круговороте дел и событий, в котором кроме замечательных детей есть работа и домашний быт, понимают, что многого достигли, но многое и упустили. Как сделать так, чтобы процесс обучения шёл легко и весело? Чтобы дети замечательно запоминали и сохраняли то, что преподносится им на уроках, усваивали материал быстро и полностью, чтобы их знания были прочными.Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запахи, цвета, звуки. Интеллектуальное развитие также начинается через чувственное познание окружающего мира.
Само понятие сенсорика произошло от латинского слова sensus — чувство. Под воспитанием сенсорной культуры ребенка в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование развития у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». По мнению Н.Н. Поддъякова, в повседневной жизни и в непосредственной образовательной деятельности происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.
Перед педагогами в данном случае стоит задача раскрыть совместно с детьми незамеченные ими свойства окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное же сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания сенсорного восприятия мира, когда у детей целенаправленно формируются представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Изначально вызываются ощущения какой-нибудь одной модальности, которые затем объединяются и интегрируются в целостный образ. Например, формирование образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Дополняется образ компонентами зрительной модальности: сочетание цветов, яркость, красочность, расположение текста и иллюстраций и др. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Так создаются образы предметов и объектов действительности, моделируются различные явления.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической познавательно-исследовательской деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его наблюдать за объектом, рассматривать, ощущать, исследовать.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий:
- внешние ориентировочные действия (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.);
- действия собственно восприятия: сопоставление, сравнение свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировка по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов;
- далее выполнение все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательное рассмотрение (т. е. зрительное обследование) и подробное словесное описание свойств предмета.
На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т.д. И, исходя из этого, направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.
Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления с предметами и их изображениями у детей начинает формироваться наблюдательность.
Освоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которой устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.
Итак, развитие восприятия сенсорных эталонов включает в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
При этом большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмыслению восприятия. Кроме того, разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций. Для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах — таких примеров можно привести множество.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные из них следующим образом.
1. Совершенствовать двигательные функции (крупная и мелкая моторика, графомоторные навыки).
2. Развивать тактильно-двигательное, слуховое, зрительное восприятие.
3. Формировать восприятие формы, величины, цвета.
4. Совершенствовать восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
5. Воспитывать восприятие пространства и времени.
Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по дороге знаний, добиваются успехов и совсем другие чувства испытывают родители, если ребёнок начинает отставать в учёбе. Ведь ребёнок, приходя в первый класс, неплохо читает, хорошо считает, имеет довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но на уроке не может сосредоточится, небрежно выполняет задания, а когда начинается новый, более сложный материал, не хочет проявлять старания, чтобы его освоить. Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили ребёнка к новому этапу – школьной жизни. Они увидели в нём самое очевидное – те новые знания и учебные действия, которыми предстоит ребёнку впервые овладеть, но упустили менее заметное, но наиболее важное – те качества, которые необходимо сформировать у ребёнка, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шёл успешно. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник – это не только сосуд, который нужно наполнить знаниями, но и факел, который надо зажечь эмоциями. Умственное развитие ребёнка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Как справедливо указывал Л.С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем: эмоциональной сферы и интеллекта, их единство и взаимодействие могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности человека.
Применение сенсорики на уроках даёт возможность вызвать всплеск интереса к урокам, привлечь к практической деятельности, создать у детей состояние увлечённости, умственного напряжения. Сенсорика даёт возможность окрасить освоения знаний, умений и навыков собственным положительным отношением.
Занятия с применением сенсорики в школе помогут научить детей точно, полноценно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Занятия по сенсорике вносят новое, расширяя и углубляя овладения разными видами деятельности, и повышают умственное развитие.
Никогда нельзя забывать, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию, но мы уверены, что сенсорное развитие в начальное школе - это тот эликсир талантливости, принимая который “через день по столовой ложке”, можно достичь желаемых результатов.