Инклюзивное образование в начальной школе
(Из опыта работы)
Баранова Ирина Анатольевна
Согласно данным Министерства образования в России около полумиллиона детей являются инвалидами. Варианты обучения таких детей несколько: коррекционные классы в обычных школах, спецшколы и интернаты, дома- интернаты, домашние и дистанционные занятия. Каждый из них имеет свои недостатки, но общим существенным минусом является то, что дети остаются изолированными от сверстников, они не принимают участия в общественной жизни. А положение детей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, просто катастрофическое - они вообще лишены возможности учиться.
Новым направлением в обучении детей-инвалидов является инклюзивное образование. Задуматься над вопросом, что такое инклюзивное образование мне пришлось, когда ко мне в класс пришли два брата- близнеца Денис и Андрей.
У Андрея с рождения поставлен диагноз ДЦП. У Дениса - сенсорно-невральная тугоухость 4 степени.
Я с пониманием отнеслась к их проблеме и задумалась о том, как обучать их в общеобразовательной школе и создать им все условия для комфортной жизни в детском коллективе. Размышляя над этим вопросом, пришла к выводу, что надо искать пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей инвалидов).
Мной была разработана индивидуальная программа обучения, которая подходит для всех учеников - не только учеников с инвалидностью. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика. Выражает принятие ученика, выражение к его индивидуальным потребностям в обучении. Применима ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе. Является наиболее эффективной в повышении успешности ученика.
Изучив природу нарушения слуха Дениса, степень его тяжести я наладила регулярный контакт с семьей, с профильными специалистами. Проводила индивидуальные беседы с ребенком. Мальчик подготавливался к изучению основных тем и событиям в школе.
Сейчас он успешно учиться в 6 классе. Принимает активное участие в школьной жизни. Свободно общается со сверстниками.
Не меньших успехов достиг и его брат Андрей. Поступив в 1 класс, он самостоятельно не мог передвигаться по школе, был закомплексован. Теперь он вместе со всеми одноклассниками занимается на уроках физкультуры, ритмики, уверенно чувствует себя среди своих сверстников.
Таких успехов мы добились благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы, помощи специалистов и поддержки одноклассников.
После шести лет работы в классе инклюзии мной были сделаны следующие выводы. Дети с особенностями в развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах.
В инклюзивной среде улучшается социальная компетентность и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Дети с особенностями развития имеют более насыщенные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.
Улучшается социальное принятие детей. Это происходит за счет характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети переступают за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
Дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со своими сверстниками, нежели дети в специальных школах.