Дифференцированный подход к проверке знаний
Деркач Светлана Валерьевна,
ГБОУ школа 320 Санкт-Петербурга
Цель: создание системы работы по разноуровневой проверке знаний
Задачи: помочь учителю в организации проверки знаний
Значение: формирование УУД, осуществление индивидуального подхода к учащимся, реализация творческого потенциала учащихся.
Актуальность: учителю необходимо избегать ориентировку на «среднего» ученика, так как это приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, а «слабые» - обречены на хроническое отставание.
Основные вопросы:
- Сущность дифференциации
- Способы дифференциации
- Дифференциация проверочных работ
Сущность дифференциации
Дифференциация – (лат. различие) расчленение, разделение целого нана различные формы и ступени. Дифференцированным считается учебно-дифференцированный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
СПОСОБЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ. [ 1 ]
Дифференциация осуществляется чаще всего при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Рассмотрим способы дифференциации, которые используются на уроке на этапе закрепления.
Способы дифференциации предполагают:
• дифференциацию содержания учебных заданий: по уровню творчества; по уровню трудности; по объему;
• использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется: по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащимся; по характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения, например, решение арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, т.е. решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений и т.д.
От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.д.)- В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Выделяют следующие черты творческой деятельности:1
• самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
• умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;
• умение видеть новую функцию объекта;
• самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
• способность видеть структуру объекта;
• альтернативное мышление, т.е. умение видеть возможные решения проблемы, различные способы решения.
С учетом этих характеристик на уроках математики чаще всего используются следующие виды продуктивных, творческих заданий:
• поиск закономерностей;
• задания на классификацию математических объектов;
• задания с недостающими и лишними данными;
• преобразование данного математического объекта в новый;
• исследовательские задания;
• выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
• самостоятельное составление задач, математических выражений и т.д., т.е. создание нового продукта;
• нестандартные задачи и задания.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся.
Возможны следующие варианты организации дифференцированной работы:
Вариант 1. Задания повышающейся (восходящей) трудности.
Одним учащимся предлагается задание из учебника (базовое задание), а другим — более сложные по сравнению с базовым задания.
Вариант 2. Задания понижающейся (нисходящей) трудности.
Одним учащимся предлагается базовое задание, а другим (детям с низким уровнем обученности) — более простое по сравнению с базовым задание.
Такой вариант, несмотря на его распространенность в практике работы, не всегда целесообразен, поскольку в этом случае дети из первой группы не будут усваивать программный материал.
Вариант 3. Задания разного уровня трудности на выбор учащихся.
Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные. В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Например, основное задание: найти значения выражений в трех столбиках. Дополнительное задание: два столбика выражений на тот же вычислительный прием.
Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но учитель специально стимулирует учащихся, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.
Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, т.е. не предполагается различий в учебных заданиях
для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие — самостоятельно.
Обычно работа строится следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого часть детей, чаще всего это третья группа (школьники с высоким уровнем обучаемости и обученности), приступает к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы вторая группа детей (школьники со средним уровнем обучаемости и обученности) начала работать самостоятельно. Те дети, которые испытывают затруднения, чаще всего это первая группа (школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки может быть проведен фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учеников различна. Для третьей группы предусмотрена самостоятельная работа, для второй — полу самостоятельная, для первой — фронтальная работа под руководством учителя. При этом школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся.
Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.1
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, т.е. дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать. Например: «Нужно 23 • 4. Замени число 23 суммой разрядных слагаемых. Какие это будут слагаемые?» И т.д.
Обучающую помощь целесообразно строить в виде беседы, в которой учитель намечает в общем виде последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале. Оказание любой помощи должно прекращаться как только ученик делает попытку выполнить задание самостоятельно.
Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Ученику предлагаются задания с учетом зоны ближайшего развития.
Дифференциация работы учащихся по характеру учебных действий.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала. Большинство способов дифференциации используется не только на этом, но и на других этапах урока. Отдельные приемы индивидуализации и дифференциации можно использовать на этапе устного счета, а также при ознакомлении детей с новым материалом. Часто предлагается дифференцировать домашние задания.
Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объему подготовки к уроку и, кроме того, не всегда дает необходимый эффект. Учитель определяет, нужна ли дифференцированная работа в зависимости от типа урока, особенностей его содержания, конкретных задач каждого этапа урока.
Дифференциация домашних заданий.
Большинство авторов, рассматривающих проблему индивидуального подхода к младшим школьникам, считают целесообразным дифференцировать домашние задания.
Домашняя работа обычно включает задания на закрепление и повторение ранее изученного материала и предполагает их выполнение учеником самостоятельно. Поэтому можно использовать способы дифференциации, описанные выше.
Наиболее эффективны для организации домашней работы следующие способы:
1) дифференциация по степени помощи учащимся: отдельным детям даются карточки-помощницы для выполнения домашнего задания;
2) дифференциация по уровню трудности или уровню творчества: учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания предлагается творческое упражнение или более труд
Использованная литература
Н. Н. Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики»: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005