Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коцура  Ольга Владимировна

Особенности учебных проектов в начальной школе.
Использование метода проектов на уроках в начальной школе способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков
Таким образом, создать систему проектов в таком виде, в каком её видят в средней школе в начальной школе невозможно.Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая школьникам и понятная им.  А круг социально значимых проблем, с которыми могут встретиться ученики начальной школы, узок. Поэтому, проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе,  выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. Целесообразно на начальном освоении этого рода деятельности говорить  о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
. В об­разовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахож­дение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как прави­ло, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — соз­дать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смо­гут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практичес­ких задач, в процессе поиска которого происходят изме­нения в самих младших школьниках.
Конкретно-практическая задача ориентирована на   применение   (отработку)   уже   освоенных   способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситу­ации, как правило, внутри конкретного учебного предме­та. Итогом решения такого типа задач является правиль­ное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постанов­ки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основ­ном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритми­зации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мыш­лением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
·       научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ реше­ния либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
·       стимулировать   получение   принципиально   нового «продукта», которого    никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
·       содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы пред­лагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения,  формами учебного
сотрудничества;
·       оценить возможности детей действовать в незнакомой,  нестандартной ситуации,  но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
·       задать разные «стратегии» решения задачи с получе­нием «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирова­ния новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий необходимо ввести еще один тип задач — про­ектные задачи.
Под проектной задачей подразумевается задача, в ко­торой через систему или набор заданий целенаправлен­но стимулируется система детских действий, направлен­ных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), Другими словами, проектная задача устроена таким об­разом, чтобы через систему или набор заданийзадать возможные «стра­тегии» ее решения. Проектная задача может быть решена индивидуально или в группе, в зависимости от её значимости.
Через опыт решения серии подобных задач  младшие школьники осваивают осно­вы проектной деятельности.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага­ются все необходимые средства и материалы в виде набо­ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне­ния данных.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
·       Задает реальную возможность организации решения задачи, поставленной самими учащимися  
·       Учит (без   явного указания на это) способу проекти­рования через специально разработанные задания.
·       Дает   возможность  учителю посмотреть,   как   ученик осуществляет «перенос» известных ему предметных спосо­бов действий  на модельную ситуацию, где
эти способы изначально скрыты.
Таким образом, в ходе решения системы проектных за­дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
·       целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
·       моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,    выделяя все существенное и главное);
·       проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
·       вступать в  коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).
·       рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.   Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач, правописание безударных гласных, писатели – сказочники и т.д.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
        Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся посредством решения проектных задач.
 
Методический паспорт проекта.
Название проекта. Глаголы – исключения.
Статус учебного проекта.
Автор – разработчик – Коцура Ольга Владимировна.
 Название образовательного учреждения -  ГОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга.
Год разработки учебного проекта -2009.
Проблемная ситуация- Вычленение глаголов-исключений.
Проблема- Как запомнить глаголы-исключения?  
Адресация.
Тема учебно - методического плана по предмету Русский язык. Глаголы –исключения.
Цель. Исследовать какие глаголы являются глаголами – исключениями.
Задачи. Формирование навыка самостоятельной исследовательской деятельности. Развитие креативного мышления. Отработка умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме. Выделение исключений из общей массы глаголов. Обучение поиску информации в различных источниках. Воспитание коммуникативных качеств учащихся. Воспитание интереса к родному языку.
Возраст учащихся. 10 – 11 лет.
Время работы над проектом. 1 урок.(45 минут)
Форма организации детей. Индивидуально – групповая.
Ведущая деятельность. Исследовательская.
Режим работы. Урок.
Обеспечение.
Учебно - методическое. М.Т.Баранов Русский язык справочные материалы М, Просвещение – 1988; Н.В.Костромина Русский язык ,учебник для педагогических институтов М, Просвещение -1989. Т.Г.Рамзаева Русский язык – учебник для 4 класса. М, Дрофа -2008; Д.Н.Ушаков Орфографический словарь М, Просвещение-1990;
Техническое. ИКТ
Мотивация к работе   Создание личного способа запоминания глаголов-исключений с опорой на индивидуальные особенности получения и запоминания информации (визуальный, аудиальный и т. д.)
Предполагаемые приращения.
Новое содержание по теме Глагол.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Формирование коммуникативности в информационном обмене.
Описание работы.

Этапы Стимулирующие вопросы и задания учителя Деятельность и предполагаемые ответы учащихся
Постановочный -Что вы знаете о спряжении глаголов?
- Обратите внимание на слово БОЛЬШИНСТВО. Что это значит?
Формулировка правила. (Глаголы неопределённой формы, оканчивающиеся на –ить относятся ко I I  спряжению. Большинство глаголов, оканчивающихся на -ать, -ять, -еть, -ыть, -уть и т.д. относятся к  I спряжению.)
 
Самоопределение -Что бы вам хотелось узнать сегодня о глаголах?
-Что интересно?
-Какие глаголы , оканчивающихся на -ать, -ять, -еть, -ыть, -уть и т.д. не относятся к I спряжению.)
-Много ли таких глаголов.
Анализ. Планирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
-Что известно?
 
 
 
- Что надо узнать?
 
- Как это можно узнать?
 
 
- Как распределить работу?
 
 
- Сегодня я предлагаю сочетать индивидуальную работу с групповой.( Учитель заранее готовит карточки 3-4 цветов в зависимости от наполняемости класса. Каждое цветовое поле подразумевает набор из 6 групп глаголов (см. приложение1). В каждую группу глаголов включены 1-2 глагола –исключения, разных по орфографической  сложности. Учитель раздаёт карточки учащимся в зависимости от уровня знаний.
- Я предлагаю вам выполнить следующее:
1.Определить спряжение глаголов по окончаниям.
2. Поставить эти глаголы в неопределённую форму. Помните о ловушках- безударных суффиксах, стоящих перед –ТЬ.
3. Найти несоответствия между окончаниями  некоторых глаголов и суффиксом. Отметить эти глаголы.
-Что потребуется ,чтобы правильно выполнить задание?
- Есть глаголы, которые оканчиваются на -ать, -ять, -еть, -ыть, -уть и т.д. но  не относятся к I спряжению.
- Какие это глаголы, Много ли их.
 
- Выполнить упражнения, изучить материал учебника ,  посмотреть в справочники.
- Если глаголов немного, то можно работать самостоятельно. Если глаголов много, то лучше работать в группе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Воспользоваться орфографическим словарём, чтобы правильно записать суффикс перед – ть в безударной позиции.
Реализация. - Кому нужна помощь?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Что получилось?
 
- Какие возникли вопросы во время обсуждения?
- Где найти ответы на эти вопросы?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Сделайте вывод о количестве
глаголов- исключений.
 
 
- Чтобы писать грамотно, эти глаголы  необходимо запомнить. У каждого свой способ запоминания. Воспользуйтесь им и создайте памятку-помогайку.
Учащиеся выполняют работу индивидуально.
После того, как индивидуальная работа закончена, учащиеся объединяются в группы по 6 человек, в соответствии с цветом карточки, обмениваются результатами своей работы, составляют список получившихся глаголов.
 
Обмен результатами между группами.
- Все ли это глаголы? Как они называются?
- В учебнике, справочниках, Интернете. ( Учащиеся распределяют, кто в каком источнике будет искать ответы на вопросы, затем обмениваются информацией. Слабые учащиеся работают с учебником, по одному человеку из каждой группы направить к компьютеру, остальные работают со справочниками  )
- Их всего одиннадцать. Справочники разного уровня сложности это подтверждают.
 
Учащиеся выполняют работу индивидуально.
Презентация.   Учащиеся озвучивают свои варианты помогаек.(см. приложение 2)
Рефлексия. -Что узнали?
 
-Что помогло работать продуктивно?
- Что бы ещё хотелось узнать?
- В русском языке есть глаголы-исключения.
-Помощь одноклассников.
 
- Есть ли исключения из правил среди других частей речи? Есть ли исключения в других науках?

 

 

                                                            Приложения
1.

рисуем
видишь
разбудит
ненавидим
летают
шагает
держит
распилите
терпишь
ловим
гуляешь
обидим
зависят
разделит
купите
одевает
вертит
ходишь
гонят
учим
летает
дышит
просишь
смотрят
купим
слышим
думаешь
кормит
работает
откроем

 
2. -Видеть и смотреть, почти одно и то же.
Зависеть от кого-то я вовсе не люблю.
Слышать и дышать могу я очень ловко,
Вертеть головой ,как флюгер,
Терпеть, как рыболов,
Держать осанку, как актриса
 И гнать на роликах весь день,
Обидеть не хочу я сильно,
А ненавидеть…Стоп! Зачем?         (Абрамова Ксения)
 
-Смотреть, терпеть, зависеть, вертеть, обидеть, видеть,ненавидеть, держать и гнать, слышать и дышать.  (Хеладзе Лейла)
 

Эмоции Движения Чувства
ненавидеть
зависеть
терпеть
обидеть
гнать
держать
вертеть
смотреть
видеть
дышать
слышать

                                                                              (Смирнов Алексей)

 

 
 


 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»