Коцура Ольга Владимировна
Особенности учебных проектов в начальной школе.
Использование метода проектов на уроках в начальной школе способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков
Таким образом, создать систему проектов в таком виде, в каком её видят в средней школе в начальной школе невозможно.Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая школьникам и понятная им. А круг социально значимых проблем, с которыми могут встретиться ученики начальной школы, узок. Поэтому, проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. Целесообразно на начальном освоении этого рода деятельности говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
· научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
· стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
· содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного
сотрудничества;
· оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
· задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий необходимо ввести еще один тип задач — проектные задачи.
Под проектной задачей подразумевается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданийзадать возможные «стратегии» ее решения. Проектная задача может быть решена индивидуально или в группе, в зависимости от её значимости.
Через опыт решения серии подобных задач младшие школьники осваивают основы проектной деятельности.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?
· Задает реальную возможность организации решения задачи, поставленной самими учащимися
· Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
· Дает возможность учителю посмотреть, как ученик осуществляет «перенос» известных ему предметных способов действий на модельную ситуацию, где
эти способы изначально скрыты.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
· моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
· проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
· рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач, правописание безударных гласных, писатели – сказочники и т.д.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.
Рассмотрим теперь, каким же образом на практике удаётся осуществлять проектную деятельность учащихся посредством решения проектных задач.
Методический паспорт проекта.
Название проекта. Глаголы – исключения.
Статус учебного проекта.
Автор – разработчик – Коцура Ольга Владимировна.
Название образовательного учреждения - ГОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга.
Год разработки учебного проекта -2009.
Проблемная ситуация- Вычленение глаголов-исключений.
Проблема- Как запомнить глаголы-исключения?
Адресация.
Тема учебно - методического плана по предмету Русский язык. Глаголы –исключения.
Цель. Исследовать какие глаголы являются глаголами – исключениями.
Задачи. Формирование навыка самостоятельной исследовательской деятельности. Развитие креативного мышления. Отработка умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме. Выделение исключений из общей массы глаголов. Обучение поиску информации в различных источниках. Воспитание коммуникативных качеств учащихся. Воспитание интереса к родному языку.
Возраст учащихся. 10 – 11 лет.
Время работы над проектом. 1 урок.(45 минут)
Форма организации детей. Индивидуально – групповая.
Ведущая деятельность. Исследовательская.
Режим работы. Урок.
Обеспечение.
Учебно - методическое. М.Т.Баранов Русский язык справочные материалы М, Просвещение – 1988; Н.В.Костромина Русский язык ,учебник для педагогических институтов М, Просвещение -1989. Т.Г.Рамзаева Русский язык – учебник для 4 класса. М, Дрофа -2008; Д.Н.Ушаков Орфографический словарь М, Просвещение-1990;
Техническое. ИКТ
Мотивация к работе Создание личного способа запоминания глаголов-исключений с опорой на индивидуальные особенности получения и запоминания информации (визуальный, аудиальный и т. д.)
Предполагаемые приращения.
Новое содержание по теме Глагол.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Формирование коммуникативности в информационном обмене.
Описание работы.
Этапы | Стимулирующие вопросы и задания учителя | Деятельность и предполагаемые ответы учащихся |
Постановочный |
-Что вы знаете о спряжении глаголов? - Обратите внимание на слово БОЛЬШИНСТВО. Что это значит? |
Формулировка правила. (Глаголы неопределённой формы, оканчивающиеся на –ить относятся ко I I спряжению. Большинство глаголов, оканчивающихся на -ать, -ять, -еть, -ыть, -уть и т.д. относятся к I спряжению.) |
Самоопределение |
-Что бы вам хотелось узнать сегодня о глаголах? -Что интересно? |
-Какие глаголы , оканчивающихся на -ать, -ять, -еть, -ыть, -уть и т.д. не относятся к I спряжению.) -Много ли таких глаголов. |
Анализ. Планирование. |
-Что известно? - Что надо узнать? - Как это можно узнать? - Как распределить работу? - Сегодня я предлагаю сочетать индивидуальную работу с групповой.( Учитель заранее готовит карточки 3-4 цветов в зависимости от наполняемости класса. Каждое цветовое поле подразумевает набор из 6 групп глаголов (см. приложение1). В каждую группу глаголов включены 1-2 глагола –исключения, разных по орфографической сложности. Учитель раздаёт карточки учащимся в зависимости от уровня знаний. - Я предлагаю вам выполнить следующее: 1.Определить спряжение глаголов по окончаниям. 2. Поставить эти глаголы в неопределённую форму. Помните о ловушках- безударных суффиксах, стоящих перед –ТЬ. 3. Найти несоответствия между окончаниями некоторых глаголов и суффиксом. Отметить эти глаголы. -Что потребуется ,чтобы правильно выполнить задание? |
- Есть глаголы, которые оканчиваются на -ать, -ять, -еть, -ыть, -уть и т.д. но не относятся к I спряжению. - Какие это глаголы, Много ли их. - Выполнить упражнения, изучить материал учебника , посмотреть в справочники. - Если глаголов немного, то можно работать самостоятельно. Если глаголов много, то лучше работать в группе. - Воспользоваться орфографическим словарём, чтобы правильно записать суффикс перед – ть в безударной позиции. |
Реализация. |
- Кому нужна помощь? - Что получилось? - Какие возникли вопросы во время обсуждения? - Где найти ответы на эти вопросы? -Сделайте вывод о количестве глаголов- исключений. - Чтобы писать грамотно, эти глаголы необходимо запомнить. У каждого свой способ запоминания. Воспользуйтесь им и создайте памятку-помогайку. |
Учащиеся выполняют работу индивидуально. После того, как индивидуальная работа закончена, учащиеся объединяются в группы по 6 человек, в соответствии с цветом карточки, обмениваются результатами своей работы, составляют список получившихся глаголов. Обмен результатами между группами. - Все ли это глаголы? Как они называются? - В учебнике, справочниках, Интернете. ( Учащиеся распределяют, кто в каком источнике будет искать ответы на вопросы, затем обмениваются информацией. Слабые учащиеся работают с учебником, по одному человеку из каждой группы направить к компьютеру, остальные работают со справочниками ) - Их всего одиннадцать. Справочники разного уровня сложности это подтверждают. Учащиеся выполняют работу индивидуально. |
Презентация. | Учащиеся озвучивают свои варианты помогаек.(см. приложение 2) | |
Рефлексия. |
-Что узнали? -Что помогло работать продуктивно? - Что бы ещё хотелось узнать? |
- В русском языке есть глаголы-исключения. -Помощь одноклассников. - Есть ли исключения из правил среди других частей речи? Есть ли исключения в других науках? |
Приложения
1.
рисуем видишь разбудит ненавидим летают |
шагает держит распилите терпишь ловим |
гуляешь обидим зависят разделит купите |
одевает вертит ходишь гонят учим |
летает дышит просишь смотрят купим |
слышим думаешь кормит работает откроем |
2. -Видеть и смотреть, почти одно и то же.
Зависеть от кого-то я вовсе не люблю.
Слышать и дышать могу я очень ловко,
Вертеть головой ,как флюгер,
Терпеть, как рыболов,
Держать осанку, как актриса
И гнать на роликах весь день,
Обидеть не хочу я сильно,
А ненавидеть…Стоп! Зачем? (Абрамова Ксения)
-Смотреть, терпеть, зависеть, вертеть, обидеть, видеть,ненавидеть, держать и гнать, слышать и дышать. (Хеладзе Лейла)
Эмоции | Движения | Чувства |
ненавидеть зависеть терпеть обидеть |
гнать держать вертеть |
смотреть видеть дышать слышать |
(Смирнов Алексей)