Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игры и игровые ситуации как форма организации учебной деятельности на уроках математики
в начальной школе

Иванова Ирина Семеновна, 
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №145 Санкт-Петербурга
 
Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте, поэтому переходя в школу, дети с удовольствием и со смекалкой подключаются во все на уроке, что хоть немного похоже на игру. В школе игра организуется не для того, чтобы дети поиграли, а чтобы чему-то научились. Поэтому после проведения игры важно время от времени спрашивать: «Чему научились в этой игре?» 
Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для ребенка переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.
Игра позволяет на уроке создать такую учебную ситуацию, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. Но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры – путешествия.
Игра не предшествует выполнению учебных заданий и не чередуется с ними, а является одной из форм организации коллективной работы учащихся в классе. В играх ставятся конкретные математические задания. При этом учитывается состояние ученика. Игра в начале урока должна возбудить мысль ребенка, помочь ему сосредоточиться. А если учащиеся утомлены, то целесообразно провести с ними двигательную игру. Во всех случаях процесс игры не должен отвлекать внимание детей от математической цели ее проведения. Желательно также применять игру не только с ближней целью (цель урока), но и с отдаленной, например, для формирования общеучебных умений.
В игре должны принимать участие (в тех или иных ролях) все учащиеся, поэтому к ее проведению следует готовить детей заранее. Таким образом, желательно, чтобы игра или игровая ситуация имела многоразовое применение.
Инструкция проведения игры должна быть четкой и понятной, сам процесс игры – контролироваться и оцениваться. Нельзя  унижать достоинство ученика за поражение в игре. Не следует делить учащихся на сильных и слабых, успевающих и неуспевающих.
Эффективными являются те игры, которые ставят учащегося в педагогическую позицию, то есть дают возможность поделиться с кем-нибудь знаниями, умениями и навыками. Педагогической позиции отвечают взаимоконтроль, исправление ошибок, обучение сказочных персонажей.
Рассмотрим методику использования игрушек для счета, создания игровых ситуаций и проведения собственно математических игр.
В первом классе игрушечные предметы используются, в основном, для счета. В некоторых случаях и для формирования математических понятий. Счет предметов для детей является интересным, если он требует наблюдательности, сравнения, выделения предметов из их совокупности.
Игры на счет предметов проводят под названием: «Сколько?»; «Живая нумерация»; «Сделай так»; «Продли счет»; «Какое число пропущено?»; «Каков по порядку?»; «Больше, меньше, столько же». На первых шагах обучения учащихся переход от оперирования предметами к работе с числами, а затем к действиям над числами, но уже на более высоком уровне, являются обязательными.
В процессе счета такой переход можно осуществить на основе прямого задания: «Посчитать квадраты и положить столько же кружочков». У доски можно применить ситуацию утруднения. Кружочков нужно поставить столько, сколько палочек. Но кружочки такие большие, что их нельзя поставить в паре с палочками. Ряд кружочков получается длиннее.
Величина и цвет игрушек не должны затенять математическую цель их использования. Постепенно в первом классе нужно перейти к использованию силуэтных картинок животных, овощей, фруктов, машин, инструментов и т. д.
Игровые ситуации наиболее полезно применять во время решения примеров и задач. Из опыта работы известно, что основным видом игровой ситуации в первом класса является использование персонажей сказок, мультфильмов, рассказов. Постановка обыкновенных учебных вопросов и заданий с участием Незнайки, Буратино возбуждает интерес и поддерживает деятельность каждого ребенка на протяжении длительного времени.
Примеры привлечения знакомых детям персонажей элементарно просты. Сущность игровой ситуации выясняется во вступительной части: «Незнайке надо найти ошибку»; «Буратино надо выручить из беды»; «Чебурашке надо помочь решить задачу». Далее следует формулирование задания или условия задачи. Значительная часть заданий используется из учебника.
 
Вторым видом игровой ситуации является использование в сюжете задач действий животных. Например: «На полянке играли трое зайчат. К ним прибежали еще двое зайчат. Сколько зайчат стало на полянке?»
Такие сюжеты используются не только для решения задач, но и для ее составления.
К третьему виду игровых ситуаций относят так называемые считалки или занимательные упражнения. Это стихотворные задания. Разумеется, что заучивать их наизусть детям не следует.
К четвертому виду игровых ситуаций относятся игры-соревнования. Чаще всего это парные или групповые соревнования в решении двух столбиков примеров и называние таблиц арифметических действий. Варианты игр бывают следующие: а) кто больше и правильно решит и запишет ответов примеров за 1 мин; б) кто быстрее запишет все случаи составления чисел (8 и 4) из двух слагаемых; в) кто больше назовет примеров с заданными результатами; г) кто безошибочно и четко расскажет (запишет) таблицу сложения  числа 3; д) какая команда безошибочно назовет таблицу вычитания числа 2.
В оценивании победителя нужна мера. Не следует их расхваливать. Обязательно надо найти что-нибудь хорошее и у «побежденных» (все умеют решать такие примеры).
К пятому виду игровых ситуаций относятся собственно математические игры. В первом классе это: «Круговые примеры», «Лото», «Домино». Все они на сложение и вычитание чисел в пределах 10. «Круговые примеры» решают все учащиеся, причем самостоятельно. Игра в лото проводится  на основе индивидуальных карточек или на основе натурального ряда чисел от 1 до 10. В последнем случае учитель диктует пример, а ученик в натуральном ряду закрывает фишкой (кружочком) число, которое является ответом этого примера. Если ответ повторяется, то ученик кладет на число две фишки. «Домино» в первом классе используется как парная игра, поэтому для ее проведения нужно иметь соответствующее количество наборов такой игры.
В практической работе используются сказки, проводятся игры на отгадывание, узнавание фигур, на сообразительность (основывается на количественной характеристики) и т. д. Игровых ситуаций можно создавать много, но все они должны быть подчинены главной цели – ученик должен работать над математическими заданиями.
А теперь рассмотрим некоторые виды заданий и игр, используемых на уроках математики.
1. Задачи в стихах:
По зеленой травке разбрелись овечки. 
Три пошли на горку, остальные к речке. 
Девочка овечек сосчитать не может. 
Кто из вас, ребята, девочке поможет
Это – голубые, 
Эти – выходные, 
Эти – для работы, 
Эти – для охоты, 
А на этих – дырка с краю. 
Сколько  пар всего? 
- Не знаю!
2. Считалки:
Как у нас на сеновале две лягушки ночевали, 
Утром встали, щей поели, а водить тебе велели.
Раз, два, три, четыре, пять. 
Мы собрались поиграть. 
К нам сорока прилетела, 
И водить тебе велела.
3. Задачи – шутки:
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод  и поставил его на стол. Сколько стаканов осталось на столе?
Летела стая гусей. 2 впереди, 1 сзади, 1 сзади, 2 впереди. Сколько было гусей?
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
4. «Какого цвета не стало?» 
Учитель показывает несколько флажков разного цвета, дети поочередно определяют их цвет. Флажки вывешиваются на доске.  Дети закрывают глаза, один флажок учитель убирает. После слов «можно» дети открывают глаза, рассматривают флажки и называют цвет флажка, который убрали.
5. «Что в мешочке?»
В каждом ряду дети получают мешочек с игрушками. По указанию ведущего первый ребенок выбирает из мешочка игрушки круглой формы, второй – формы куба и т. д. Когда дети достанут все игрушки, кто-либо из каждого ряда рассказывает о том, что сделали их товарищи:
- Коля достал из мешочка игрушки круглой формы (мяч, теннисный шарик, Ваньку-встаньку).
- Мила достала игрушки, похожие на кубик (домик, кубик для настольной игры, игрушечный стульчик, коробку).
6. «Числа перебежчики»
Детей распределяют на три команды. Из каждой выходят по 5 учеников. Им раздают карточки с цифрами и знаками действий. По сигналу дети составляют примеры на сложение. Например: 2+8=10, 7+1=8, 5+4=9. Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры на сложение (8+2=10, 7+1=8, 4+5=9). В каждой команде один из ее членов записывает составленные примеры на доске. Сравнивая пары примеров, дети повторяют переместительный закон сложения. Выигрывает команда, составившая больше примеров за отведенное время и сформулировавшая переместительный закон сложения.
7. «Придумай рисунок»
Учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры. Затем предлагает нарисовать их у себя в тетради и обращается к детям: «Подумайте, что можно дорисовать к каждой из этих фигур, чтобы превратить их в тот или иной рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей. Чем больше разных рисунков, тем лучше.
8. «Только одно свойство»
Играют по двое. Оба игрока имеют наборы фигур красного, синего, желтого, белого цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и разного размера. Один из играющих кладет на стол фигуру. Ответный ход второго игрока состоит в том, что он выкладывает другую фигуру, отличающуюся только одним каким-нибудь свойством. Если игрок ошибется, то у него забирают эту фигуру. При такой организации игры проигрывает тот, кто первый останется без фигур. При такой организации игры проигрывает тот, кто первый останется без фигур.
Система игр в процессе обучения начальной математике позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, т. к. соответствует активной природе младшего школьника.
В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по темам или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Увлеченные игрой дети легче усваивают новый материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Игры и игровые ситуации делают процесс обучения интересным, создают у ребенка бодрое рабочее настроение, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала, снижают утомляемость и поддерживают внимание.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»