Здоровьесберегающее учебное пространство
Стильбанс Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ГБОУ лицей №369 Красносельского района Санкт-Петербурга
Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению со здоровьем их сверстников двадцать лет назад.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка этой средой является система образования. Поэтому каждый учитель должен помочь ребенку не только сохранить, но и приумножить свое здоровье.
Каким же должен быть урок, созидающий и сохраняющий здоровье? Мне кажется,что это урок, основанный на принципах здоровьесбережения. И хотя в моем классе нет специальной ростомерной мебели с наклонной поверхностью для смены динамических поз. Нет схем зрительных траекторий, расположенных на потолке, для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию. Нет «Экологического букваря», изображающего уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, снижающего нагрузку на зрение. Я все равно помогаю сохранять здоровье ученикам.
Самое главное - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
От правильной организации урока и его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Урок, построенный методически грамотно, дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
При подготовке урока необходимо помнить и о разных каналах восприятия информации. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — распределением психических функций между полушариями. При работе с новым материалом необходимо использовать зрительный, слуховой и кинестетический каналы восприятия. Тогда учитель будет излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания. Так, при изучении новой буквы, дети не только воспринимают её зрительно, слушают и произносят звуки, которые она обозначает, но и лепят её из пластилина или выкладывают силуэт буквы из веревочек.
Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей, что тоже нужно учитывать при составлении расписания и при подготовке к уроку.
Создание благоприятного психологического климата на уроке предупреждает утомляемость учащихся, дает дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Поэтому свои уроки я начинаю со снятия эмоционального напряжения. Для этого перед началом урока дети садятся в кружок на ковре и делятся всем хорошим, что уже произошло этим утром, говорят комплименты и добрые пожелания.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач во время урока, а также введение в урок исторических экскурсов и отступлений помогает снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации познавательной деятельности.
В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются мною в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета. Очень часто на уроках мною используются приемы с соревнованиями и эстафетами, благотворно влияющие на здоровье детей.
Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная дифференцированная работа учителя с учениками на разных этапах урока. Это позволяет каждому ученику чувствовать себя комфортно и уверенно.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
На уроках я часто использую приемы работы в парах или мелких группах, где требуется активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую. Использование интерактивной доски, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, двигаются, помогает сохранить интерес к уроку и активность участия в нем.
Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ и технологии развития критического мышления. Движение, активность, изобретательность, социализация уже заложены в этих технологиях. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор помогает снятию усталости и раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Каждый учитель на своих уроках обязательно должен использовать физкультминутки не просто как элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и как реально возможный фактор формирования здоровья. Для этого физкультминутки подбираются с учетом работы разных групп мышц. Выполняются дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и упражнения для снятия усталости глаз. Не поленитесь объяснить детям, для чего они выполняют конкретное упражнение. Тогда дети смогут выполнять эти упражнения для снятия усталости дома самостоятельно.
«Уроки-праздники», «уроки-экскурсии», «уроки-инсценировки», интегрированные уроки способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе укрепления здоровья и здоровьесбережения. А так же обеспечивает развитие природных способностей ребенка.
В своей работе учителя нашего лицея практикуют периодические выезды с классом в санаторий, где большинство уроков проводится на свежем воздухе. К сожалению, в наше время дети очень перегружены уроками и дополнительными занятиями. А при большой занятости родителей дети очень мало времени проводят на свежем воздухе. Эти выезды помогают детям стать более ответственными за свои поступки, за свою жизнь и здоровье. Смена обстановки, уроки-экскурсии и длительные прогулки на свежем воздухе, оздоровительные процедуры, проводимые в течении дня, правильное многоразовое питание и самое главное – положительные эмоции, благотворно влияют на физическое здоровье детей. Детский коллектив становится более сплоченным и жизнерадостным, готовым с новыми силами взяться за любое дело.
Таким образом, урок, созидающий здоровье, должен не только включать в себя рационально организованный двигательный режим, но и различные методы, приемы и виды учебной деятельности, способствующие активизации учащихся; эмоциональные разрядки, соответствующий психологический климат, наличие у детей мотивации и т.д. Только тогда ребенок будет чувствовать себя комфортно, а урок будет способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Для выполнения задачи по сохранению здоровья учитель должен поставить перед собой цель и двигаться к ней, используя все приемы и методы, имеющиеся в его арсенале: от физкультминутки до классных часов и родительских собраний.
Хорошие учителя должны находиться в непрерывном поиске идей, как лучше выполнять свою работу в классной комнате. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Этот самостоятельный путь педагога к мастерству непрост, но он наполняет смыслом нашу жизнь.