Нетрадиционные формы проведения уроков
Форсилова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №391 Санкт-Петербурга
Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности всё более высокие требования, повышают роль человеческого фактора. Поэтому необходимо формировать личность, способную творчески мыслить и действовать. Выйти в обучении на компетентный уровень позволяет проблемность и интегрированность. Большую роль при обучении любому предмету играют межпредметные связи .
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Важно представить школьникам возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем , чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль . На бинарном уроке и создаются такие условия, и учащимся предоставляется такая возможность.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
В какой последовательности идет подготовка к проведению бинарных уроков?
Важным этапом подготовки является тщательное планирование.
Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности учащихся и служить предметом заинтересованного общения. Следующий шаг - поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. Это могут быть: урок-концерт, урок-путешествие, урок-исследование, урок-заседание редколлегии , урок-пресс-конференция, урок-театр .
И последний шаг - подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.
Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.
Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить учащихся добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности школьников.
При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса ребят, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, творческий потенциал.
Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно - воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
б) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
в) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
г) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
Однако эти связи между отдельными предметами имеют свою специфику, которая накладывает отпечаток на преподавание. Внедрение таких уроков способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы начинают помогать друг другу.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и детей, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок является важным этапом в формировании мировоззрения ребенка, развитии его мышления.
Список литературы:
1. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 2009 г.
2 .Психологические механизмы интенсивного педагогического образования. Методические рекомендации - М. 2009 г.